Мученичество митрополита Макария

священномученик Макарий В этом году Православная Церковь Украины будет отмечать 517-летие со дня мученической смерти священномученика Макария, митрополита Киевского  и всея Руси (1427-1497). Митрополит Макарий своим подвигом явил пример жертвенности и преданности Православию. Судьба уготовила святому жить в одну из самых кровавых эпох в истории нашего народа.

Как известно, это были последние годы существования Византийcкой империи, откуда на Русь пришло христианство и где находился константинопольский патриарх, под юрисдикцией которого оказались православные двух держав — Московского царства и Великого Литовского княжества. В то время Митрополит Киевский и всея Руси окормлял верующих двух госу­дарств. Однако Украинское Православие стало заложником гео­политических изменений в Европе.

Надеясь на помощь Европы в борьбе с турками, константинополь­ские император и патриарх вынуж­дены были пойти на Ферраро-Флорентийскую унию (1438-1445) с Римом. Обещанной помощи Визан­тия не получила, и в 1453 году тур­ки штурмом взяли Константино­поль Вселенский патриарх попал в зависимость от турецкого султана.

Временный союз Константино­поля с Римом самым трагическим образом отозвался на Руси. В Мос­кве уния была категорически отвер­гнута, в чем православные нашли понимание и поддержку светской власти. В Литовской же Руси, где были сильны стремления соединить Польшу и Литву под единой коро­ной польских королей, началась мощная экспансия католицизма. В 1458 году единая Православная мит­рополия Руси разделилась на две — Московскую и Киевскую. После­дняя, хоть и оставалась под юрисдикцией Константинополя, но реально ее положение зависело от внутренней политики польско-литовского католического прави­тельства.

Православные притеснялись по­всеместно, и в 1483 году Казимир IV даже издал указ, запрещавший хри­стианам строить новые православ­ные церкви и восстанавливать старые. И это после того, как в 1482 году крымский хан Менгли-Гирей осуществил едва ли не самый опус­тошительный набег на Поднепровье, взял Киев, разрушив Киево-Печерский монастырь и умертвив многих монахов. Та же участь по­стигла все православные храмы. За­пустение продолжалось столь дол­го, что даже в 1666 году население Киева составляло лишь 10 тысяч че­ловек.

В 80-е годы XV сто­летия из-за дискриминации Право­славия стали отходить к Москве Смоленское и Черниговское княже­ства. Великий князь Александр Казимирович обещал установить рав­ноправие между церквами, но начал ставить костелы в православных селениях. Московский царь Иоанн III предупредил Великого князя Алек­сандра, чтобы тот не преследовал православных. В ответ Литва объя­вила войну и проиграла.

Польское правительство, чтобы наладить отношения с соседом, предложило великому князю же­ниться на дочери царя Ивана III — Елене. К этому времени и относит­ся избрание архимандрита Макария Митрополитом Киевским и всея Руси. Он происходил из православ­ной семьи, жившей в Вильно. По благословению родителей принял постриг и нес послушание в различ­ных монастырях Литовского княже­ства. В 1475 году был избран архи­мандритом Свято-Троицкого монастыря в Вильно, а в 1494 — Митрополитом Киевским.

Святой Макарий присутствовал при венчании литовского князя и московской княжны. Но категори­чески отверг предложение уча­ствовать в богослужении совместно с католическим епископом Войцехом Табором. Митрополит был на­ставником православной княжны и убеждал ее строго придерживаться родной веры и не поддаваться на уговоры римских легатов перейти в католицизм. Используя свое влияние, он добивался послаблений для Православия.

Княжна Елена всегда следовала советам Макария и оставалась твер­дой в Православии до конца своих дней, несмотря на интриги и притес­нения (ее духовник Фома был изгнан из Вильно, а во время коронования мужа в Польше она была лишена короны, так как не приняла католи­цизм). В 1497 году, еще при жизни Макария, великий князь Александр послал в Константинополь грамоту с просьбой благословить на киевс­кую кафедру более податливого унии, чем Макарий, епископа Смо­ленского Иосифа.

В этом же году Митрополит Ма­карий, собрав деньги для восстанов­ления Софийского собора и Киево-Печерской лавры, разрушенных татарами, отправился в Киев. Дело в том, что еще со времен монголо-татар и до разделения Русской мит­рополии и после разделения, митро­политы киевские жили где угодно (во Владимире, Суздале, Москве, Вильно, Смоленске, Чернигове и т.д.), только не в Киеве. Макария уговаривали отказаться в столь опасное время от путешествия, но он заявил, что Митрополит Киевский должен быть в Киеве, особенно ког­да город в такой беде. Проезжая вдоль Припяти, мимо села Скригалов (недалеко от Мозыря), он решил совершить службу в местном храме. Во время Литургии ему сооб­щили о приближении татар. Влады­ка вышел на амвон и обратился к прихожанам: «Спасайтесь, дети мои, а мне нельзя. Я отдаю себя воле Божией». Прихожане разбежались, а татары, ворвавшись в храм, убили митрополита прямо перед Престо­лом, отрубив ему голову, а также правую руку. Часть его свиты была истреблена, а часть взята в плен.

макариевский храм

Макариевский храм

Скригаловцы вернулись к своим разграбленным и спаленным хатам, нашли тело священномученика и вскоре вместе с монахами Киево-Печерской Лавры доставили его в Киев, в святую Софию. В 1547 году Митрополит Макарий был канони­зирован. В 1897 году в память 400-летия гибели священномученика в Киеве на Татарке был построен и освящен храм в честь святого Мит­рополита. Храм признан памятни­ком архитектуры. Средства на его возведение собирал блаженный Филипп Босый, а также помещица Ека­терина Чоколова, по имени которой в народе назван один из районов столицы — Чоколовка. В 1947-м ук­раинский живописец Иван Ижакевич специально для Макариевской церкви написал знаменитый образ святого.

В 1997 году Православная Церковь широко отметила 500-ле­тие со дня мученической смерти свя­того и 100-летие Макариевской цер­кви. Прихожане Макариевского храма со­вершили паломничество в Беларусь к месту гибели священномученика. А 14 мая, в Макариев день, в его цер­кви прошли торжества, которые воз­главил Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженней­ший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир. После крестно­го хода он освятил специально построенную часовню в честь знамена­тельной даты и произнес проповедь, в которой с благодарностью отме­тил вклад макариевских прихожан и их настоятеля в укрепление Право­славия и православной культуры во имя Бога, народа и Украины.

 

 

 

Оставить комментарий

Сохранен как священномученик Макарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *