Проповедь в день памяти святителя Григория Паламы

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дни Великого поста — дни духовного очищения, когда мы трудимся, чтобы избавиться от наших греховных страстей, пристрастий, ненужных нам интересов. Но свято место пусто не бывает. Если мы не насадим добродетелей, то произойдет, как Господь указал в одной из притч, говоря, что злой дух, когда выходит из человека, то мучается, ходя по безводным местам, и затем, возвращаясь, если не находит свой прежний дом занятым, берет семь злейших себя духов и с ними вселяется в человека. «И бывает для человека того последнее хуже первого» (Мф. 12:43-45).

Поэтому в дни святого поста нам нужно потрудиться не только над очищением сердца от грехов, страстей, но и над тем, чтобы насадить в нем добродетели.

И об этом нам напоминает житие святителя Григория Паламы, память которого совершается каждый год именно во вторую неделю Великого поста.

Чем для нас знаменателен этот святой? В борьбе с еретиками он утвердил православное учение о том, что человек, если духовно очистится, может видеть и стяжать неземной, Божественный свет — благодать Святого Духа.

За святителем Григорием эту истину повторяли многие святые отцы. Преподобный Серафим Саровский сказал, что цель жизни человека на земле — стяжание благодати Святого Духа. В соединении с Богом в духе и стяжании благодати — цель жизни. Всё остальное — лишь средства. Нам в дни святого поста нужно об этом не забывать.

Как бороться со страстями, грехами, мы знаем. Есть какой-то личный опыт, есть опыт, описанный святыми отцами. А как стяжать благодать Святого Духа?

***

В первую очередь — через участие в Таинствах Церкви. Ничто нас так не приближает к Богу, как Таинства Покаяния и Причастия. Когда человек оттягивает с покаянием, он так или иначе падает — вначале мысленно, затем говорит какие-то ненужные слова, в чем-то идет на компромисс с совестью и согрешает. Он набирается мелких (в лучшем случае), как песчинки, грехов. И тяжесть множества этих песчинок человек носит в своей душе.

Можно воспользоваться другим образом: согрешивший человек находится в падшем состоянии, валяется в своих страстях и грехах. Говорит: «Ещё чуть-чуть, я разберусь со своими делами, а потом пойду поисповедаюсь и очищусь», — и надолго оттягивает, таким образом постоянно находясь в грязном, лежачем состоянии, валяясь в грязи.

Другой образ. Человек, который, может, и более тяжко согрешает, чем тот, но, упав, тут же встает и спешит на исповедь. Покаявшись, он старается твердо стоять, не согрешать. А если вдруг опять упал, то вновь бежит на исповедь. И далее изо всех сил старается не грешить.

Господь говорит: «В чем застану, в том и сужу». Два человека: один валяется в грязи, другой стоит, душа его чиста, потому что, хоть и грешит, тут же приходит на исповедь и кается. И Господь по Своей милости призовет второго в момент, когда он будет чист. А человек, который надеется на милосердие Божье чрезмерно и оттягивает с покаянием, может быть призван на Суд в этом своем лежачем состоянии. Поэтому нужно иметь страх Божий, и — хотя, конечно, надо стараться не грешить, — если все же согрешили — тут же спешить на исповедь, чтобы предстоять перед Богом в чистоте души.

В духовном плане нет ничего более высокого в этой жизни, чем Таинство Причастия. В нем мы соединяемся с Самим Господом. И как мы читаем в молитвах во время Литургии: когда мы совершаем Таинство Причастия, «смерть Господню возвещаем и воскресение Его исповедуем». То есть, причащаясь, мы исповедуем Воскресение Господне. А это — та цель, к которой мы идем Великим постом.

Поэтому приобрести благодать Святого Духа мы можем через Таинства Христовы. Для этого Господь и оставил нам Церковь и в Ней установил Таинства.

***

Многие святые отцы оставили нам свой опыт не только борьбы с грехами, но и жизни, при которой сердце наполняет благодать Божья.

И наконец, нужно использовать свой личный опыт. Он есть у каждого человека, который приходит в храм, к Богу. Пускай это небольшой, но личный опыт, и это знание наиболее ценное. Когда приходят минуты сомнения, искушения, нужно обращать свое сердце к личному опыту встречи с Богом, приобретения (стяжания) благодати Святого Духа, — к тем моментам, когда (мы точно знаем) Господь посетил нас. И тогда всё становится на свои места, и мы знаем, как поступать, как жить.

***

Так что не будем тратить время зря, потому что оно и здоровье — самое ценное, что у нас есть в жизни. Время сокращается с каждым днем. И особенно ценны для нас дни Великого поста, поскольку их мы специально посвящаем духовной жизни, духовному деланию, чтобы принести Богу духовную жертву.

В эти дни постараемся помнить о том, что для нас открыл святитель Григорий: благодать Святого Духа — реальная сила, помощь, которая подается каждому, кто ищет её.

Будем употреблять все наши усилия, чтобы в это благоприятное время поста стяжать благодать Святого Духа, чтобы достойно встретить Пасху Христову.

Также сегодня мы празднуем память святых, которые подвязались в нашем святом граде — всех преподобных Киево-Печерских. Их молитвами пускай Господь дарует нам духовные силы и радость. Аминь.

Протоиерей Владислав Софийчук. 12 марта 2017 г.

Комментарии (0)

Сохранен как Проповеди

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *