Проповедь. Память преподобной Марии Египетской

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сегодня, братья и сестры, мы празднуем память преподобной Марии Египетской.

Под знаком и под впечатлением от жития этой святой прошла вся минувшая неделя. В среду мы читали весь Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского и житие преподобной Марии. Эта служба называется Мариино стояние. И мы слушали, какой была жизнь святой до обращения к Богу (тогда она была, по сути, служительницей дьявола, потому что предавалась во всевозможные тяжкие блудные грехи) и после того, как обратилась к Богу.

17 лет она была грешницей и 17 лет в Иорданской пустыне боролась, как с лютыми зверями, со своими страстями, пока не обрела душевный покой. Обращение святой Марии произошло после того, как в праздник Воздвижения Креста Господня неведомая сила не пустила её в Храм Воскресения Христова в Иерусалиме. Марии не давали войти её грехи. Мария попросила прощение, дала обет Богу, и Господь дал ей со всеми поклониться Честному и Животворящему Кресту. Причастившись, во исполнение обета Мария уходит в пустыню и больше никого не видит, кроме старца Зосимы, который причастил её, перед смертью, и которому она поведала свою жизнь.

17 лет в её ушах звучали блудные песни и слова, которые Мария слышала до обращения к Богу. Её одежда истлела, Мария страдала от зноя и холода, но твердо шла по пути к своему спасению.

Конечно, не у каждого человека есть такая духовная сила, какая была у преподобной. Большинство из нас может разделить свою жизнь на два этапа: до и после обращения к Богу. В первом мы совершали грехи. Но, покаявшись, мы должны оставить их, больше не возвращаться к ним.

Взглянем на свою жизнь… Приходя на исповедь, каждый раз мы приносим опять те грехи, которые совершали вчера, позавчера, месяц назад. У нас нет той силы покаяния, которая бы меняла нас. Не потому что у покаяния нет силы, а так как в нашей душе нет решимости и желания оставить свои прежние греховные дела.

Христианин — это всегда новый человек. Каждый раз он может перевернуть страницу и начать свою жизнь с нового листа. Но для того, чтобы наша жизнь изменилась, мы должны захотеть этого. Со стороны Бога, Церкви всегда к нам протянута рука, которая дает нам возможность измениться. Но мы отказываемся принять её по разным причинам.

Кто-то ленится, не хочет трудиться, неуспешен во всех своих делах — и в мирских делах, и в семейной, и в духовной жизни. Господь говорит: «Царство Божье нудится, и те, кто прикладывают усилия, входят в него» (Мф. 11:12).

Кто-то нерешителен. Преподобный Серафим Саровский говорит, что главное в духовной жизни — решимость. Человеку нужно решиться оставить свои грехи, захотеть  изменить свою жизнь, самого себя, и Бог даст силы.

Кто-то больше любит тьму, чем свет. Мы помним, что иудеи не слушали Господа нашего Иисуса Христа и распяли Его по той же причине — так как «более возлюбили тьму, нежели свет» (Ин. 3:19). В жизни человеку дается совершенно свободный выбор между светом и тьмой.

Если бы человек точно знал (как, например, апостол Фома, увидевший раны от гвоздей на руках Господа и уверовавший), то, наверное, все бы изменились. Но Господь говорит, что более «блаженны не видящие, но верующие» (Ин. 20:29). Знания ставят человека перед неоспоримой реальностью, но это не значит, что сам по себе он является таким, какими нас хочет видеть Господь, — чистым, стремящимся добру. И не факт, что человек, сегодня под давлением знаний изменивший свое мировоззрение к вере, завтра под давлением страстей, грехов не обернется вновь к злу.

Когда перед нами стоит выбор верить Богу, следовать Его заповедям или нет, мы делаем свой выбор совершенно свободно. И, выбирая между добром и злом, таким образом изменяемся и самоопределяется в жизни. И Господь не забирает человека, пока он не определится окончательно; Он дает возможность возрастать и совершенствоваться, но, если тот не хочет идти дальше, не редко бывает, что Господь призывает его в нераскаянном, греховном состоянии.

И так страшно, когда человек приходит на исповедь, кается, но после опять возвращается к прежним грехам. Он как бы пользуется Божьим прощением. В таких случаях не редко бывает, что Господь забирает из мира именно в греховном состоянии. Ведь человек не хочет изменяться, кается, но опять возвращается к прежнему.

Господь хочет, чтобы человек изменился, но сам человек должен всеми силами стремиться к этому. Иначе человек деградирует и становится подобным смоковнице, которую, не найдя на ней плода, проклял Господь. Этот евангельский отрывок мы будем вспоминать в начале Страстной Седмицы – в Великий Понедельник (Мф. 21:18-19). Восходя в Иерусалим, Господь увидел смоковницу, подошел к ней, чтобы найти плоды, но смоковница была бесплодна. И Он сказал: «Да не будет на тебе плода вовек». Так и человеческая душа. Господь подходит к ней, ищет добрые духовные плоды, но если человек якобы трудится, но не приносит плодов, Бог отворачивается от него. Таких случаев много, они описаны в житиях святых, и мы их можем увидеть, если оглянемся вокруг (особенно те, кто ходит в храм). Очень часто бывает, что люди, которые не менялись, ушли из этой жизни нераскаянными.

Потому, братья и сестры, взглянем на свою жизнь и на пример преподобной Марии Египетской и постараемся перевернуть страницу нашей жизни и начать её с нового листа, жить так, чтобы с чистой совестью предстать на Суде Божьем. Аминь.

Протоиерей Владислав Софийчук. 2 апреля 2017 г.

Комментарии (0)

Сохранен как Проповеди

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *