Проповедь. Прощеное воскресенье

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Сегодня, братья и сестры, в последнее воскресенье перед Великим постом во время Литургии святая Церковь настраивает нас и показывает нам, каков должен быть пост христианина.

Мы, те, кто из года в год регулярно постится, с рвением приступаем к посту. И он необычайно стремительно проходит, и к его концу мы видим, что опять не исполнили пост так, как должно, не сделали того, что планировали. Почему? Потому что мы самом деле не достаточно ревностны.

И вот сейчас перед постом вновь и вновь, как камертон, звучат слова Евангелия, в которых Господь говорит нам, чтобы мы правильно постились. Он говорит: «Когда постишься, ты должен прежде всего простить прегрешения своих ближних. Если вы не будете прощать прегрешения ближним, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших».

Прощение — это необходимое условие спасения. Мы получаем спасение даром, как прощение. Но для того, чтобы получить этот дар, мы сами должны отдать дар нашим ближним. В молитве «Отче наш» мы молимся Господу: «И прости нам прегрешения наши, как и мы прощаем (или оставляем) долги нашим должникам».

Это необходимое условие. Вспомним ещё евангельские слова о том, что если ты хочешь принести дар твой Богу, но должен кому-то что-то, то прежде пойди отдай свой долг и потом вновь приди и принеси дар. Долги наши — это наши с вами грехи. Долги имеем мы и нам должны люди. Они нам должны, если обидели нас, поступали неправедно по отношению к нам. И прежде чем принести чистый дар Богу, мы должны рассчитаться со всеми долгами и простить всем тем, кто должен нам (если нас кто-то обидел или согрешил перед нами).

Господь говорит, чтобы мы не были как лицемеры. Говорит: «Когда поститесь, не будьте унылы». Всякое доброе дело, а тем более пост, выставляемое напоказ, является признаком тяжелой духовной болезни — прелести: когда человек хочет только показаться перед людьми праведным, а на самом деле в его сердце гнездятся многие и многие грехи и страсти. Человек должен делать добрые дела так, чтобы люди не видели и не знали, делать доброе дело только перед Богом.

Господь продолжает: «Ты когда постишься, помажь голову свою и умой лице свое». Святые отцы говорят, что помазать голову — значит держать свой ум в чистоте. Человек создан по образу и подобию Божьему, и троичность Божества отражается на душе человека — это три силы души: разум, чувства и воля.

И царем над силами души является разум человека. Он сам по себе бесстрастен, но может быть помутнен страстями и грехами, то есть может не ориентироваться, что есть добро, а что есть зло. В особенности это бывает, когда человек не знает Священного Писания, никогда не изучал Закон Божий — тогда он не отличает добра от зла. И вот Господь призывает нас в первую очередь очистить свой разум. А это значит, что мы должны читать Евангелие и поучаться в Законе Божьем, чтобы четко для себя разделить: вот это — добро, а вот это — зло. Когда у человека разум будет чист, направлен в нужном направлении, тогда и чувства не смогут противиться разуму, как находящиеся в подчинении. И воля в конце концов будет управляться разумом человека. Поэтому в первую очередь Господь призывает нас очистить нашего внутреннего человека — «помазать главу елеем».

И далее Господь говорит: «И умой лицо твое». Лицо — это в духовном смысле наш внешний человек. Что находится на лице? В первую очередь — глаза. И постом в первую очередь мы должны обратить внимание на то, куда мы смотрим, куда направляем свой взор. Вы знаете, что существует правило Великим постом выключить телевизор до Пасхи, чтобы не наполнять себя вот этими образами, которые зачастую агрессивно насаждают недоброе в наши души. Это значит по возможности отказаться от интернета. Отказаться от бессмысленного провождения времени в социальных сетях. Кто проводит время в соцсетях, тот знает, как они катастрофически крадут время. А время — это то, что самое ценное есть у нас с вами. Здоровье можно поправить, деньги — заработать и т. д. А время — как шагреневая кожа, которая сокращается и которую уже никогда никто нам не вернет. Это касается в особенности времени Великого поста, времени духовного подвига, духовного делания.

И самое главное: Господь говорит нам, чтобы мы добрые дела совершали тайно, и Бог, видящий тайное, воздаст нам явно. Аминь.

Протоиерей Владислав Софийчук

Комментарии (0)

Сохранен как Проповеди

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *