Проповедь. Исцеление гадаринского бесноватого

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

В сегодняшнем евангельском чтении, братья и сестры, мы слышали, сколь велика бывает сила бесовского воздействия на человека, куда направлена сила бесов и, в то же время — сколь ничтожны их потуги пред лицом Божьим.

Господь наш Иисус Христос переправился через Генисаретское озеро и оказался в Гадаринской стране. Навстречу Ему вышел одержимый бесами человек, приводящий в страх местных жителей. Бесноватый разрывал цепи, которыми его сковывали, жил во гробах — пещерах, где иудеи погребали своих умерших. Само прикосновение к мертвому в Ветхом Завете считалось нечистым, а он всё своё время проводил в этих местах. Естественно, он вызывал ужас, отвращение и ненависть гадаринцев.

И вот этот по земным меркам страшный человек ринулся к Спасителю и, удивив всех, сказал Ему такие слова: «Иисусе, Сыне Божий! Что Ты пришел прежде времени мучить нас?» Говорившие это бесы лукавили, поскольку Господь не пришел прежде времени их мучить, но само соприкосновение зла и добра мучает зло. Бесноватый заключил свои слова так: «Что мне и Тебе, Иисусе?». Действительно, что может быть общего между злом и добром?

Если человек начинает даже во имя добра творить зло, он становится злым. Поэтому мы имеем в Священном Писании заповедь: «Уклонися от зла и сотвори благо» (Пс. 33:15). Зло не может быть побеждено методами зла, оно может быть побеждено только силами добра. Мы видим, что Господь пошел до конца в исполнении этой заповеди. По Своему человечеству (а родившись от Девы Марии, Бог Сын, оставаясь Богом, также стал и во всём подобным нам человеком) всегда уклонялся от зла и — по земным меркам — потерпел в итоге поражение. Но великое видится на расстоянии, и спустя тысячелетия мы можем видеть с необычайной ясностью, что на самом деле Господь одержал величайшую победу над злом. И в Евангелии Он указывает нам этот путь, в том числе исполнением этой заповеди.

Обратившись к бесноватому, Господь спросил: «Как тебе имя?» Последовал ответ: «Легион». Это не имя собственное, а количественное определение, указывающее, сколько бесов находилось в человеке. Легион — это тысяча тысяч.

Господь повелел бесам выйти из человека, и они должны были повиноваться слову Божьему. И бесы просили, чтобы Спаситель позволил им войти в свиное стадо.

Как и каждое сотворенное Богом и призванное к свободе существо, бесы не терпят ограничений. Они просили войти в стадо, потому что вспомнили, что в аду их ждут мучения. Не Бог будет мучить их, бесы будут мучить сами себя. Господь настолько уважает свободу любого существа, что дает всем возможность выбора, и если ангел или человек выбирает свободу быть без Бога, то Господь даёт ему пребывать в своём выборе. Ад — это не некое место мучений, а место, где не будет Божьей благодати и которое Господь не будет освящать Своим присутствием. Это место оставленности Богом осознано сделавших свой выбор падших существ, где они будут пребывать в вечности. Естественно, эти существа, будь то бес или падший человек, будут пребывать в страшных мучениях.

Почему? Потому что бесы одержимы гордостью. Гордость — ствол, от которого произрастают остальные бесовские страсти. Находясь там, они будут мучиться в первую очередь от нереализованной гордости. Падшие ангелы понимают, что Господь сотворил их для вечной радости, вечного блаженства. Когда они отпали, чтобы восполнить число отпавших, Господь сотворил людей. Потому желание вредить человеку у находящихся в страшном унынии и гордости бесов подпитывается также завистью.

Наиболее ярко это всё проявилось в евангельском повествовании, которое мы сегодня слышали: бесы, вселившись в свиное стадо, бросились с крутизны в море, и свиньи погибли. Здесь мы видим цель действия сатанинской гордыни. Гордость застилает глаза как бесам, так и человеку, одержимому ею.

Бесы стремятся вроде бы к свободе, самовыражению. К этому же стремится и сегодняшний наш век, желая свободно выражать свои чувства, свои страсти. Но такая «свобода» — на самом деле порабощенность страстям. Свободным по-настоящему человек может быть только в Боге. Если он пребывает в порабощенности страстям, то является их рабом. А свободным можно стать, только став рабом Божьим, поскольку никто не охраняет нашу настоящую свободу, как наш с вами Творец. Господь дал нас богоподобное качество быть свободными в своих проявлениях.

Заповеди, которые мы находим в Евангелиях, — правила дорожного движения на пути к Богу. Если человек систематически нарушает правила дорожного движения, в конце концов он попадает в автокатастрофу и его жизнь заканчивается гибелью. То же происходит и в духовной жизни: если человек на пути к Богу систематически нарушает заповеди, то его жизнь заканчивается духовной катастрофой и вечной гибелью.

Гадаринский бесноватый, когда из него вышли бесы, стал совершенно здоровым, в уме. Увидев его, жители города пришли в ужас. Ещё больший ужас их охватил, когда они узнали, что случилось с их достоянием — огромным свиным стадом, которое приносило им определенный доход. И гадаринцы обратились к Спасителю с просьбой оставить их земли.

Эта просьба звучит так же, как просьба апостола Петра, который, осознав, Кто перед ним, попросил Спасителя отойти от него, ибо он человек грешный. Гадаринцы и апостол произносят практически одни и те же слова, но их причиной стал совершенно разные движения души этих людей и святого Петра. Апостол из страха Божия, осознавая свою греховность перед Сыном Божьим, Который находился рядом, говорит: «Выйди от меня, Господи, потому что я человек грешный» (Лк. 5:8).

А гадаринцы просят, чтобы Господь отступил от их селения, потому что осознают, что перед ними — Истина. И что им необходимо либо принять её и изменить свою жизнь, либо отвернуться и уйти от этой Истины. Так бывает в жизни каждого человека. Когда человек встречается с Богом, прочитав Евангелие, понимает, что в этой книге — слова вечной жизни, он или закрывает книгу и тем самым как бы произносит фразу гадаринцев, или принимает Евангелие всем сердцем и следует призыву, к которому его зовет Господь.

Сегодняшнее евангельское чтение, братья и сестры, показывает нам, в чем, где свобода. Настоящая свобода — это быть рабом Божьим. Потому что во Вселенной нет силы, дающей человеку свободу, большей, чем сила Божия, которая направляет нас к вечной свободе. И путь, ведущий к Богу, узок, тернист, как говорит нам Евангелие. И широк путь, ведущий в погибель.

Потому пускай сегодняшний евангельский отрывок (как и все слова Божьи) просвещает наши умы и сердца, чтобы нам творить заповеди Господни, быть в вечной свободе и радости общения с Богом. Аминь.

Протоиерей Владислав Софийчук, 11 ноября 2018 г.

Комментарии (0)

Сохранен как Проповеди

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *