Надежда на спасение. Проповедь после Пассии


В первые четыре недели Великого поста мы совершаем особый чин, который называется Пассия. На этом богослужении читаются евангельские отрывки о страдании Господа нашего Иисуса Христа.

Читая страстные Евангелия, мы ужасаемся: как это всё могло произойти? Как те, кто должны были быть служителями Бога и Церкви, изощрённо и лукаво охотятся за Иисусом, чтобы убить Его, и, в конце концов, достигают своей нечестивой цели? Как ученики, которые три с половиной года были рядом со Спасителем, видели сотворённые Им великие чудеса (хождение по водам, насыщение пятью хлебами пяти тысяч человек, исцеление множества неизлечимо больных, прокажённых и бесноватых), которые, как никто другой, ощущали, находясь рядом с Иисусом, благодать, — в самый ответственный момент разбегаются и оставляют Его одного?

***

Пилат, узнав, что Иисус галилеянин, посылает Его к Ироду, поскольку Ирод был правителем Галилеи. Ирод много слышал об Иисусе, но не видел Его, и радуется, что наконец встретится с Ним. Мы видим в Ироде пустое любопытство, желание посмеяться над Спасителем. Он ради насмешки облачает Господа в светлую одежду и отправляет обратно к Пилату.

Сколько сегодня людей интересуется Евангелием и христианством точно так же — просто чтобы утолить своё любопытство. Сегодня в некоторых школах преподаётся христианская этика, но… только в культурологическом разрезе: чтобы просто внешне ознакомиться с христианством, может быть — понять исторические процессы происходящего в мире, но никак не для того, чтобы услышать то, о чём говорит Иисус каждому человеку.

Пилат совсем по-другому судит Иисуса — как политического преступника, как того, кто противится давать дань кесарю и делает себя царём. И в последствии во все времена христиане были судимы светской властью именно как политические преступники. Конечно же, на самом деле они всегда были самыми послушными гражданами своего государства. Причина гонений — лесть дьявольская, она помрачала умы правителей — и они гнали и убивали христиан.

***

Читая Евангелия, мы видим страшные преступления, которые совершаются в этот ответственный момент в жизни человечества, и понимаем, сколь дорогой ценой обретено наше с вами спасение! Тьма от шестого часа до девятого покрыла землю: солнце скрывает лучи свои, не желая видеть беззакония, которые совершают люди. И всё же за этими трагическими, самыми трагическими в истории мира событиями совершается великая победа. Именно здесь, на Кресте, Господь побеждает дьявола и смерть и открывает каждому из нас (не отвлечённо всему человечеству!) путь к этой победе.

Раздирается церковная завеса, отделяющая людей в храме от святого святых — именно крестными страданиями Христа нам вновь открывается путь в рай.

***

Мы видим распятого справа от Спасителя благоразумного разбойника и распятого слева разбойника неблагоразумного. Тот, что слева, хулит Спасителя, а распятый справа непостижимым образом воспринимает благодать и осознаёт вопиющую несправедливость происходящего. Он взывает ко Господу с молитвой, которая стала молитвой каждого из нас: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем!»

И Спаситель отвечает ему: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23:43).

Если так Господь пообещал разбойнику — что же, и мы все войдём в Царство Небесное? Ведь мы, вроде, даже никого не убиваем, не совершаем других тяжких преступлений, какие совершал этот разбойник… Неужели так легко даётся Царство Небесное? Нет, вспомним слова Спасителя: «Царство Небесное силою берётся, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11:12). Опыт нашей жизни, опыт святых отцов, Евангелие свидетельствуют: чтобы приблизиться к Богу, необходим большой труд.

Почему же Спаситель так ответил благоразумному разбойнику? Этот диалог произошёл в величайший момент в истории человечества, и в этот момент Иисус Христос явил разбойнику за его молитву величайшую милость.

***

Господь являет Свою милость каждому человеку. Тот, кто хочет спастись, — будет спасён. Но его желание должно быть не отвлечённым, а воплощённым в действиях. Тогда искренняя молитва о милости и спасении, как и молитва благоразумного разбойника, будет услышана, и Господь поможет, даст силы, возможности, благодать для спасения.

В словах, которыми Иисус ответил разбойнику, — вся наша надежда. Когда мы читаем их, наше сердце наполняется упованием: пока мы живём, в сколь бы глубокую пучину греха мы не пали, у нас всегда есть возможность подняться и воззвать ко Господу. И есть надежда, что Господь услышит нашу молитву.

Будем жить, братья и сёстры, этой надеждой, будем уповать на милость Божию, читая Евангелие, освящая свои умы и сердца, приближаясь ко Господу. Аминь.

Протоиерей Владислав Софийчук. 9 апреля 2021 г.

Комментарии (0)

Сохранен как Проповеди

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *