В этом году Украинская Православная Церковь будет отмечать 525-летие со дня мученической смерти священномученика Макария, митрополита Киевского и всея Руси (1427–1497). Митрополит Макарий своим подвигом явил пример жертвенности и преданности Православию. Он жил в одну из самых кровавых эпох в истории нашего народа.
Как известно, первая половина XV века стала последним периодом существования Византийcкой империи, из которой на Русь пришло христианство. В то время Митрополит Киевский и всея Руси окормлял верующих двух государств — Московского царства и Великого Литовского княжества. Однако Православие на этих землях стало заложником геополитических изменений в Европе.
Надеясь на военную помощь Европы в борьбе с турками, константинопольские государственные и церковные власти пошли на Ферраро-Флорентийскую унию (1438–1445) с Католической Церковью. Обещанной помощи Византия не получила, и в 1453 году турки штурмом взяли её столицу. Константинопольский патриарх попал в зависимость от турецкого султана.
Временный союз Константинополя с Римом самым трагическим образом отозвался на Руси. В Москве уния была категорически отвергнута, в чем православные нашли понимание и поддержку светской власти. В Литовской Руси, где были сильны стремления соединить Польшу и Литву под единой короной польских королей, началась мощная экспансия католицизма. В 1458 году единая Православная митрополия Руси разделилась на две — Московскую и Киевскую. Положение последней, хоть она и оставалась под юрисдикцией Константинополя, зависело от внутренней политики польско-литовского католического правительства.
Православные притеснялись повсеместно, в 1483 году Казимир IV даже издал указ, запрещавший православным строить новые церкви и восстанавливать старые. И это после того, как в 1482 году крымский хан Менгли-Гирей осуществил едва ли не самый опустошительный набег на Поднепровье и взял Киев, разрушив Киево-Печерский монастырь и умертвив многих монахов. Та же участь постигла все православные храмы города. Запустение продолжалось столь долго, что даже в 1666 году население Киева составляло лишь около 10 тысяч человек.
В 80-е годы XV столетия из-за дискриминации Православия стали отходить к Москве Смоленское и Черниговское княжества. Великий князь Литовский Александр Казимирович обещал установить равноправие между Церквами, но начал ставить в православных селениях костелы. Московский царь Иоанн III предупредил Великого князя Александра, чтобы тот не преследовал православных. В ответ Литва объявила войну и проиграла. Польское правительство, чтобы наладить отношения с соседом, предложило Великому князю жениться на дочери царя Ивана III — Елене.
К этому времени и относится избрание архимандрита Макария Митрополитом Киевским и всея Руси. Он происходил из православной семьи, жившей в Вильно. По благословению родителей принял постриг и нес послушание в различных монастырях Литовского княжества. В 1475-м был избран архимандритом Свято-Троицкого монастыря в Вильно. Митрополитом Киевским он стал в 1494 г.
Святой Макарий присутствовал при венчании литовского князя и московской княжны, но категорически отверг предложение участвовать в богослужении совместно с католическим епископом Войцехом Табором. Митрополит был наставником православной княжны и убеждал ее строго придерживаться родной веры и не поддаваться на уговоры римских легатов перейти в католицизм. Используя свое влияние, он добивался послаблений для Православия.
Княжна Елена всегда следовала советам Макария и оставалась твердой в Православии до конца своих дней, несмотря на интриги и притеснения (ее духовник Фома был изгнан из Вильно, а во время коронования мужа в Польше она была лишена короны, так как не приняла католицизм). В 1497 году Великий князь Александр послал в Константинополь грамоту с просьбой благословить на киевскую кафедру более податливого унии архиерея — епископа Смоленского Иосифа.
В этом же году Митрополит Макарий, собрав деньги для восстановления разрушенных татарами Софийского собора и Киево-Печерской Лавры отправился в Киев. Дело в том, что еще со времен монголо-татар — и до разделения Русской митрополии, и после разделения — митрополиты киевские жили где угодно (во Владимире, Суздале, Москве, Вильно, Смоленске, Чернигове и т.д.), но только не в Киеве. Макария уговаривали отказаться от путешествия в столь опасное время, но он заявил, что Митрополит Киевский должен быть в Киеве, особенно когда город пребывает в такой беде. Проезжая вдоль Припяти, мимо села Скригалов (недалеко от Мозыря, ныне территория Беларуси), он решил совершить службу в местном храме. Во время Литургии ему сообщили о приближении татар. Владыка вышел на амвон и обратился к прихожанам: «Спасайтесь, дети мои, а мне нельзя. Я отдаю себя воле Божией». Прихожане разбежались, а татары, ворвавшись в храм, убили митрополита прямо перед Престолом, отрубив ему голову, а также правую руку. Часть его свиты была истреблена, а часть взята в плен.
Скригаловцы вернулись к своим разграбленным и спаленным хатам, нашли тело священномученика и вскоре вместе с монахами Киево-Печерской Лавры доставили его в Киев, в святую Софию. В 1547 году Митрополит Макарий был канонизирован. В 1897-м по случаю 400-летия со дня гибели священномученика в Киеве на Татарке был построен и освящен храм в честь святого Митрополита. Храм признан памятником архитектуры. Средства на его возведение собирал блаженный Филипп Босый, а также помещица Екатерина Чоколова, по имени которой в народе назван один из районов столицы — Чоколовка. В 1947-м украинский живописец Иван Ижакевич специально для Макариевской церкви написал знаменитый образ святого.
В 1997 году Православная Церковь широко отметила 500-летие со дня мученической смерти святого и 100-летие Макариевской церкви. Прихожане Макариевского храма совершили паломничество в Беларусь к месту гибели священномученика. А 14 мая, в Макариев день, в его церкви прошли торжества, которые возглавил Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир. После крестного хода он освятил специально построенную часовню в честь знаменательной даты и произнес проповедь, в которой с благодарностью отметил вклад макариевских прихожан и их настоятеля в укрепление Православия и православной культуры во имя Бога, народа и Украины.