Проповедь после первой Пассии

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Четыре пятницы Великого поста вечером мы читаем евангельские главы, повествующие о страданиях Христа.

Почему мы это делаем? Весь Великий пост — подготовка к встрече радостного светлого праздника Христова Воскресения. Но путь к Воскресению Христову лежит через Крест, уничижение, страдания и смерть Спасителя.

Господь взошел на Крест для того, чтобы спасти нас с вами от власти дьявола, греха и смерти. Но, поскольку Он даровал нам свободную волю, Господь не может спасти нас без нашей воли и труда.

Каждый раз, когда читаешь Страстное Евангелие, воспоминаешь о страданиях Христовых, в душе всё становится на свои места. Начинаешь понимаешь, для чего живешь, что ценно, а что нет в этом мире. Приходят неприятие и ненависть к греху, благодарность Богу за благодать и милость, которую Он нам дарует.

Поэтому, чтобы мы пришли в духовный разум, глубоко насадили эти понятия в своем сердце, Святая Церковь на всем великопостном покаянном пути к Воскресению Христову предлагает нам чтение Страстных Евангелий. Ведь когда мы забываем о Боге, о том, что Он сделал для нас, то погружаемся в мирскую суету, различные заботы затемняют наш разум, а самое главное в нашей жизни отходит на второй план. Святая Церковь же дает нам возможность отрезвить ум страданиями Христовыми.

Сегодняшнее первое Страстное Евангелие — от Матфея — начинается рассказом о некой грешнице, совершившей, не подозревая об этом, очень важное событие. Женщина возлила на главу Спасителя алавастр (сосуд) мира. Цена этого мира была очень велика — 300 динариев, как сообщает евангелист Иоанн. Это был годовой заработок рабочего, а в другом месте Евангелия мы читаем, что 200 динариев было достаточно для того, чтобы купить хлеба на 5 тысяч человек. Так что можем себе представить, сколько стоил этот сосуд с миром! И ученики начали роптать: почему она в один момент так расточает драгоценное миро? На это Господь — как мы  слышали сегодня — ответил им: «Не трогайте, оставьте её. Она сотворила это, приготавливая Меня к погребению».

По иудейским традициям покойника намащивали благоуханным драгоценным миром, заматывали в саван (плащаницу) и полагали в гробе (пещере).

Для нас с вами нет ничего неважного в Евангелии, из каждого описанного в нем события можно взять очень ценный для жизни урок. Эта женщина, до конца не понимая, совершила поступок жертвенной любви. В порыве жертвенной любви она дала в дар Христу всё, что могла дать.

Если посмотреть на это событие с духовной точки зрения, то и каждый из нас, если в его сердце есть жертвенная любовь к Богу, не может ограничиваться лишь молитвенным правилом, определенным количеством поклонов, поскольку Господь говорит: «Непрестанно молитесь» (Мф. 13:33). Мы не можем ограничиться только одним добрым делом.

Заповеди любви — к Богу и к ближнему — объемлют собой все заповеди Священного Писания (Мф. 22:37–40). Эта грешница дает нам пример настоящей, жертвенной, полной отдачи любви к Богу. Когда человек обретает эту глубину любви, всё остальное в его жизни становится на свои места.

Сегодняшнее Страстное Евангельское чтение оканчивается другим примером жертвенной любви.

Иосиф и Никодим. Два тайных ученика Спасителя, которые «страха ради иудейского» утаивали то, что являлись Его последователями. Но увидев Иисуса Христа распятым, поруганным, мертвым, они вошли в меру любви, которую имела та женщина. Отвергнув всякий страх, уже не думая о том, что будут говорить иудеи, Иосиф и Никодим дерзнули прийти к Пилату и попросить у него Тело Спасителя — чтобы хотя бы посмертно оказать Господу ту любовь, которую наконец обрели, видя Его страдания.

Мы с вами находимся на крестном пути Великого поста, и мы только в начале этого пути. Дай Бог, чтобы мы приняли эти примеры женщины и Иосифа с Никодимом в своей жизни и хотя бы на один шаг приблизились к той любви, которую явил нам Господь и Его святые последователи. Аминь.

Протоиерей Владислав Софийчук. 3 марта 2017 г.

Комментарии (0)

Сохранен как Проповеди

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *