Проповедь. Преображение Господне

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сегодня мы воспоминаем евангельское событие, когда Господь наш Иисус Христос незадолго до Своих страданий, для того чтобы укрепить апостолов в эти страшные минуты у Креста, взял ближайших трех учеников и взошел на гору Фавор. Во время молитвы лицо Его воссияло, как солнце, а одежда — блеском такой белизны, какой не видел никто на земле. Явились пророки Моисей и Илия и беседовали с Ним об исходе Его, т.е. о страданиях. Петр, как всегда эмоционально, выразил желание всех находящихся там апостолов: «Давай сделаем три кущи (палатки) и останемся здесь». Когда на гору нашло облако и послышался голос Бога Отца, ученики не смогли выдержать сияния и пали на свои лица. Когда восклонились — уже не видели никого. И Господь заповедал им не говорить никому о произошедшем, пока они не увидят Его возносящимся на небо.

Preobrajeniye_Gospodne_3

Это историческая, евангельская канва воспоминаемого события. Она совершенно чудесна, необычна. Мы здесь видим чудо, но сам приход в мир Спасителя есть чудо: Бог становится человеком. Он скрывается в человеческой природе, придя в этот мир, но этот момент открывает нам Того, Кто пришел для нас с вами. Человеческие глаза увидели небесный свет.

Без Преображения Господня было бы сложно понять сущность христианства, христианской жизни — для чего Господь пришел в мир и для чего мы живем на земле.

Мы видим, как велико призвание человека. Сам Бог принимает человеческую природу. Ангелы, видя всё происходящее, не могли понять, как Бог, невместимый, вечный, всё сотворивший, становится человеком. И не на какой-то краткий период: на IV Вселенском соборе утверждено исповедание веры о том, что человеческая и Божественная природы в лице Господа нашего Иисуса Христа соединились неслитно, неизменно, неразлучно и нераздельно. Так высоко — на престол Божества — Господь вознес человеческую природу.

Без этого события было бы сложно понять, к чему все наши земные страдания, равно как и тайну Креста Господня.

Один из проповедников сказал, что человек не может прийти ко Христу, если не увидит сияние Божественной славы (вот этого фаворского света) в глазах хотя бы одного человека. Иначе человек не находит опоры, объяснения, для чего он должен предаваться подвигам самоотречения, отрекаться от многих искушений, которые владеют человеком, для чего нужны духовные труды. И этот праздник показывает нам цель, смысл и перспективу жизни христианина.

Смысл жизни христианина — в стяжании благодати Святого Духа. Об этом говорили многие святые, а особенно ярко — преподобный Серафим Саровский. Мы помним беседу святого с Николаем Мотовиловым в холодном зимнем лесу. Когда Мотовилов спросил преподобного, что значит — приобретать благодать Святого Духа, то святой  Серафим не нашел слов для ответа (человеческие слова это выразить не могут), только коснулся его руки и помолился, чтобы Мотовилов почувствовал, что это значит. И тот вдруг увидел, как лицо святого Серафима воссияло, как солнце, и ощутил сладостную благодать и радость. Преподобный спросил Мотовилова: «Чувствуешь то, что я чувствую?» Тот ответил: «Чувствую». И таким образом преподобный Серафим Саровский открывает Мотовилову и всем нам, что значит цель и смысл христианской жизни.

Конечно же, не всем в земной жизни, к сожалению, доступна такая высота соединения с Богом здесь на земле (Бог есть Дух, Дух Святой). Хоть лучшие представители христиан и достигают её здесь на земле, все же это перспектива жизни человека в вечности. Важно, когда мы это понимаем, понимаем, для чего посты, молитвы, что это всё — не цель, а лишь средства. А цель — стяжание благодати Святого Духа.

В свете этого заглянем в свое сердце. Чему радуется наше сердце? К чему мы стремимся в своей жизни? О чем мы заботимся? О чем мы думаем? О чем переживаем? А ведь Господь говорит: «Где ваше сокровище, там и сердце ваше будет» (Мф. 6:21). Где наше сокровище? В Царствии Небесном или в детях, в работе, в мечтах о материальном и других пристрастиях? Радуемся ли мы от мысли о том, что предстоит идти на богослужение? О чем мы думаем во время молитвы в храме и дома? О чем мы думаем, в том и полагаем свое сокровище. Ощущаем ли мы радость от того, что исполняем заповеданное нам Господом?

Конечно, бывают минуты (или мгновения), когда мы соприкасаемся с Благодатью, когда хочется вместе с апостолом Петром сказать: «Хорошо нам зде быти…». Эти минуты коротки, но очень ценны, потому что это наш личный опыт переживания Благодати Святого Духа, а он является для нас твердой почвой во времена всех соблазнов и искушений. Как апостолы были укреплены Фаворским откровением незадолго до страданий Спасителя, так и нам в нашей жизни невозможно найти себе силы отречься от соблазнов мира, если мы не ощутим в своем сердце сладость Фаворского Света. Или хотя бы не увидим этого сияния в глазах и лике кого-то из людей. Наш личный опыт Благодати — это та сила, которая может победить в нас зло и приблизить к Богу, к Царствию Небесному. Аминь.

Протоиерей Владислав Софийчук

19 августа 2016 г.

Комментарии (0)

Сохранен как Проповеди

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *