Притча о мытаре и фарисее. Проповедь

Mytar_i_fariseyВо имя Отца, и  Сына, и Святого Духа!

Сегодня мы слышали евангельскую притчу о двух вошедших в храм грешниках — фарисее и мытаре.

Фарисей считал себя человеком праведным. Он давал десятину, постился два раза в неделю. Но у Бога Свой взгляд на человека, Он смотрит на человеческое сердце. Бог видит самые глубинные помышления человека, и по этому Он оценивает нас с вами.

Фарисей привык на собраниях, в других присутственных местах занимать первые места, и здесь также он встал в самом центре храма, поближе, как бы мы сегодня сказали, к алтарю и начинает молиться.

Но молитва фарисея — это бесчестие других: «Благодарю Тебя, Боже, что я не такой как прочие грешники — прелюбодеи, обидчики, воры или, — обернулся увидел мытаря, — как тот мытарь».

Мытаря — другого грешника, который вошел молиться, люди справедливо почитали грешником, поскольку мытари, как правило, были нечисты на руку для того, чтобы собрать побольше налогов и самим обогатиться за этот счет. Он стоял в самом дальнем углу храма и не смел поднять глаз своих к небу. Только бил себя в грудь и молился: «Боже, милостив буди мне, грешному».

Мы зачастую спрашиваем: как научиться молиться? Настоящая молитва — это молитва покаяния и та, которая приносится в сердце.

Мы все в храме молимся одними и теми же словами, которые поет хор, возглашает священник, чтец. Но у каждого из нас в сердце разная молитва. Господь слышит именно ту молитву, которая в этот момент идет из нашего сердца. Мы можем себе представить, что творится в храме во время общей молитвы.

Можем представить, заглянув в свое сердце: где мы сейчас мыслями, какие помыслы восхищают нас?

Поэтому настоящая молитва — это молитва покаяния, молитва мытаря, поскольку нет человека невинного, праведного. И вся наша праведность перед Богом как «руб поверженный», потому что оскверняем мы свои добрые дела гордостью, тщеславием, какими-то расчетливыми мыслями или же откровенным грехом.

В каком мире мы с вами живем? В мире, где добро смешано со злом, где зло пытается доминировать над добром. И чем меньше в мире различимо добро и зло, тем сложнее человеку сориентироваться и, самое главное, обрести покаяние. Покаяние возможно лишь тогда, когда человек осознает, что он грешен. А когда добро и зло смешано в мире, то люди, не различая добра и зла, конечно же, не могут покаяться. Конечно же, они не могут и молиться, поскольку молитва — это молитва покаяния. И только через смирение мы можем быть приятны и угодны Богу, и чем ближе человек к Богу, тем он смиреннее.

Вспомним величайшего между рожденного женами Иоанна Крестителя, который, когда приблизился ко Господу, сказал: «Я не достоин развязать обувь на Его ногах». Вспомним пророка Исайю, который говорил: «Увы мне, грешному человеку, поскольку я видел Господа Бога Саваофа». Помним апостола Петра, который после чудесного улова рыб пал на лицо пред ногами Спасителя и взывал: «Господи, выйди от меня, ибо я человек грешный!» Вспомним апостола Павла, который говорил: «Я первый из грешников!» — когда познал истину. Эти же слова мы каждый раз произносим перед Причастием: «…грешников, от них же первый есмь аз». Каждый должен произносить эти слова  не просто как красивые с духовной точки зрения, а как истинные, исходящие из глубины сердца.

Мы живем в мире, который исполнен грехом, но мы должны в своей совести, в своей душе четко различать грех и зло, поскольку только в этом случае мы можем покаяться, вознести Богу покаянную молитву, приблизиться к Нему. И у нас не должно быть и тени уныния или страха, поскольку Господь ободряет нас словами апостола Павла: «Где умножается грех, там преизобилует благодать» (Рим. 5:20). Чем больше греха в мире, тем больше благодати Господь дает верным — тем, которые ищут Бога и стараются жить по праведности. Аминь.

Протоиерей Владислав Софийчук

21.02.2016

Комментарии (0)

Сохранен как Проповеди

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *