Проповедь. Святитель Григорий Палама и нетварный свет

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Сегодня, во второе воскресенье Великого поста, Святая Церковь празднует память святителя Григория Фессалонитского — Григория Паламы.

Цель Великого поста — достойно подготовить свою душу к встрече величайшего праздника для христианина — Воскресения Христова (Пасхи). И вот для этого в начале поста воспоминается именно святой Григорий, так как он учил и в непростой борьбе отстаивал богословскую точку зрения о том, что свет, который осиял Господа Иисуса Христа на Фаворе, не был сотворенным, тварным, а был светом благодати Божией. И если Богочеловек Иисус Христос, восприняв в Свою Личность человеческую природу, излучал этот свет, то восприятие этого нетварного, несотворенного, Божественного света становится доступным каждому человеку. И в этом цель и смысл жизни каждого из нас.

svt_Grigoriy_Palama(1)Апостол Павел в письме к христианам обращается к ним словами «всем святым» (например, в Рим. 1:7), то есть называет их святыми.

Те, кто живет жизнью Церкви, христианской жизнью, уже святы — по призванию, по той возможности, которая открывается для человека. И это та высокая планка, которую мы должны ставить  перед собой, поскольку Священное Писание говорит: «Ничто нечистое не войдет в Царствие Небесное» (Откр. 21:27).

Мы с вами призваны к святости. И об этой святости говорит нам святитель Григорий Палама. Об этом говорят практически в унисон и другие святые. Вспомним о цели жизни христианина по учению преподобного Серафима Саровского — это стяжание благодати Святого Духа, вот этого нетварного света — Божественной благодати.

Бог пришел в этот мир, стал человеком, чтобы человек стал богом — богом не по природе своей, не «богом» с большой буквы, а по приобщенности к божественной жизни, благодати Божией, то есть тварным, сотворенным богом, богом по благодати. Этот лейтмотив проводят практически все святые отцы.

И не случайно в сегодняшний день Церковь напоминает нам об этом. Потому что если мы трудами покаяния и молитвы очистим свое сердце, но не насадим туда добродетелей, не сделаем всё возможное для того, чтобы стяжать благодать Святого Духа, то незасеянное поле души, очищенное от сорняков, будет с ещё большей силой прорастать сорняками.

Так что наша жизнь должна быть нацелена на то, чтобы трудиться для стяжания благодати Святого Духа. Что для этого надо делать? Для этого нужно, в первую очередь, читать Священное Писание. Читая его, мы просвещаем свой ум. Ум является царем природы человека, и другие силы души — воля и чувства — не могут ему противиться. Если мы читаем Священное Писание, стремясь исполнить его, и стараемся во всем видеть Божественное, в молитвах призываем в свою жизнь благодать Божию, то и чувства очищаются, и воля стремится к тому, чтобы исполнять то, что повелевает наш с вами очищенный ум.

Второе — это молитвы, которые мы возносим Господу.

И чтение, и молитва способствуют насаждению благодати Святого Духа и развитию того духовного дара, которого сподобил нас Господь. Дары различны — у каждого свой дар: у  кого — нищелюбие (то есть помощь тем, кто страдает в этом мире), у кого — любовь к святыням, чтению, и т. д. Если мы найдем свой дар и будем стараться развивать его, мы будем исполняться благодати Святого Духа.

Пускай Господь в эти святые дни поста дарует нам силы трудиться над возделыванием своего сердца и стяжанием благодати Святого Духа. Аминь.

Протоиерей Владислав Софийчук

27.03.2016

Комментарии (0)

Сохранен как Проповеди

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *