Проповедь в Прощеное воскресенье

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Сегодня мы, как и каждый год, перед святой Четыредесятницей собираемся в храме для того, чтобы попросить друг у друга прощения и, таким образом, постараться с чистой совестью, достойно вступить на поприще Великого поста.

Чин прощения — это не просто умилительное предпостовое богослужение. Это необходимое условие того, чтобы пост, который мы собираемся принять на себя, был угоден Господу.

Мы уже давно знаем друг друга, и, конечно, может и есть, за что попросить прощения. Но мы знаем, что есть люди, которые более нуждаются, чтобы мы перед ними извинились. Может быть, это наши родственники, может, сотрудники по работе или другие люди, с которыми мы встречаемся и которых обижаем или таим на них обиду. Сегодня в первую очередь наше сердце должно быть обращено к ним.

Все мы составляем единую семью, общину, и поэтому важно, чтобы и между нами не было взаимных обид и ничего такого, что бы нас разделяло. Обиды, распри, недопонимания разделяют и не дают быть чистой молитве. А молитва сильна тогда, когда едина — когда мы едиными устами возносим свои сердца в молитве ко Господу.

К сожалению, зачастую мы «прощаем» лишь устами — только произносим слова прощения, а сердце при этом остается отягощенным какой-то обидой, воспоминанием о нанесенной боли. И проходит много времени прежде, чем обида уйдет из сердца. Чаще всего время излечивает наше сердце. Но это не правильно, поскольку Господь прощает иначе.

Каждый раз, когда мы подходим к аналою с лежащими крестом и Евангелием и просим перед священником у Бога прощения, Он совершенным образом прощает нас, и мы с чистым сердцем приступаем к святым Тайнам и можем дальше идти по жизни, борясь со своими грехами и страстями.

Вспомним, как Спаситель исцелил расслабленного (Мф. 9:2-8), прежде сказав ему: «Прощаются тебе грехи твои». Результатом прощения стало то, что человек, который был парализованным много-много лет, получил совершенное исцеление.

Также помним, как Господь отпустил блудницу, которую должны были побить камнями (Ин. 8:3-11). Но Своим прощением Он дарует ей жизнь и говорит: «Иди и впредь не греши».

Можем вспомнить и мытаря Закхея (Лк. 19:1-10), который ради личного обогащения обманывал и притеснял людей, обманывал власть. Но, осознав свои грехи, он получил совершенное прощение от Господа, при чем не только себе, но и всему своему дому: «Ныне пришло спасение дому сему», — сказал Иисус Христос, когда простил Закхея. А можем вспомнить, как господь простил разбойника, который в глубине покаяния произнес только слова: «Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем» (они звучат каждый раз перед Причастием). Спаситель ответил ему: «Ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23:39-43), — потому что у Господа не расходятся слово и дело.

К сожалению, не так бывает у нас. Мы говорим слово, но наше сердце зачастую таит нечто другое. Мы бываем двоедушными, двоимся в своем сердце.

Мы можем вспомнить и многие другие подобные примеры из Евангелия. А ещё больше их и не записано в нем, поскольку если бы подробно писать обо всем, что сотворил во время Своей земной жизни Господь, мир не вместил бы написанных книг (смотр. Ин. 21:25).

То, как прощает Спаситель, —  пример нам с вами того, как нужно прощать. Прощать нужно стараться от всего сердца. Может быть, даже и не нужны слова, но должно быть открытое сердце, а в нем — мир и радость от того, что мы вновь обретаем человека, который прежде, может, был нашим врагом или просто был нам неприятен.

Ради Господа, Который прощает нас совершенным образом, поминая слова Господней молитвы — «и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим» — простим и мы прегрешения друг другу (и ближним, и дальним), чтобы с чистой совестью вступить в Великий пост. Аминь.

Протоиерей Владислав Софийчук. 26 февраля 2017 г.

Comments (0)

Filed under Проповіді

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *