Проповедь. Притча о богаче и Лазаре

Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Мир, который отворачивается от Бога, не хочет Его видеть и знать, страшится смерти, поскольку люди, живущие этими мыслями, категориями, воспринимают земную жизнь как нескончаемую вечность. Действительно, душа человека не ощущает движения времени и не хочет смириться с прекращением бытия.  Смерть для неверующего — крушение всего и вся. И когда встречаешься с такими людьми на похоронах, видишь их недоумение, страх, ужас и желание побыстрее уйти с кладбища, чтобы вновь окунуться в вихрь земных событий, забыть и больше никогда не вспоминать о смерти.

Для верующего человека смерть имеет совсем иное значение. Он смотрит на неё как на неминуемый конец земной жизни, за которым следует начало новой, бесконечной, безгрешной, радостной, райской жизни. Верующий человек, по совету святых отцов, старается чаще вспоминать о смерти, потому что при этом у него правильно расставляются жизненные ценности и приоритеты. Человек понимает, что будет Суд, на котором он даст ответ за все свои дела, слова и даже мысли.

bogach_i_lazar

В притче о богаче и Лазаре, которую мы сегодня слышали во время богослужения, Господь наш Иисус Христос открывает нам вот это контрастирующее отношение к смерти и, соответственно, к вечной жизни и вере двух людей – богатого грешника и праведного нищего.

Эту притчу мы многократно слышали, ежегодно читаем её в этот период. И каждый раз мы себе напоминаем о значении смерти, о значении жизни для вечности каждого из нас. Господь здесь ясно и четко обращается к каждому из нас через образы богача и Лазаря.

Вот есть образ богача, который жил в своё удовольствие — пиршествовал блистательно, одевался в богатые ризы. При этом он не думал о смерти, о том, что ему придется дать ответ за данные ему Богом блага. Богач не думал о своем ближнем — о Лазаре, который лежал у ворот его дома, был беден, но не злобен, желал напитаться крохами падающими со стола богача. Лазарь был весь в гнойных струпьях, никто ему не оказывал помощь, только лишь псы лизали эти струпья, говорит нам Евангелие. Вот такое ужасное состояние переживал Лазарь во время своей жизни.

И как жизнь всякого оканчивается смертью, богач и Лазарь умирают. И они встречаются в вечности — но не лицом к лицу, потому что один попал в ад (по своим делам, своей жизни), другой — в рай (по своим делам, своей жизни).

Как говорит нам Священное Писание, те, кто находится в аду, к их ужасу, могут видеть тех, кто в раю. И богач мог осознавать и видеть блаженство Лазаря, который лежал на лоне Авраама и беседовал с праотцем. И богач, хотя понимал, что уже ничто не изменит его загробное положение (так как жизнь дана, чтобы человек состоялся, мог подготовиться к вечности), дерзнул обратиться к Аврааму с просьбой. Им двигало, может желание оправдаться, а может действительно любовь к живым братьям.

Привычно по-барски богач говорит Аврааму: «Пошли Лазаря к моим братьям, чтобы и они не попали в это место мучения. Пускай он придет и расскажет им, что будет за гробом, если будут жить так, как я». И ответ Авраама: «Они имеют Священное Писание, слова Моисеевы. Если они и Моисея не послушают, то даже если им явится кто-то из загробного мира, как Лазарь, то и его не послушают».

Действительно. Мы знаем, что если человек утвердился в своем неверии, то его изворотливый греховный ум найдет возможности объяснить очевидные касающиеся веры вещи какими-то галлюцинациями, болезнями или еще чем-то подобным.

Но для нас важно слово, которое Господь говорит в этой притче нам. Ведь Евангельское слово обращено к каждой человеческой душе. Исходя из притчи, мы должны сделать выводы в отношении своей жизни, своего положения. В первую очередь, мы должны ещё и ещё раз напомнить себе, что всё здесь на земле, хотим мы этого или нет, хотим забыть или нет, закончится смертью. Верующий человек также понимает, что всё закончится Судом после смерти. И этот важнейший вывод, если мы его примем для себя, иначе расставляет акценты в нашей жизни, заставляет задуматься о нашей вере. Братья богача из притчи и он сам не были неверующими людьми, Авраам говорит: «Они имеют Священное Писание и слова Моисея». Слова Авраама говорят о том, что эти люди знали Священное Писание, слова Моисея, но, тем не менее, пренебрегали верой, заповедями. Поэтому богач и попал в место мучения.

Это говорит нам о том, что человека не спасает сама по себе вера, отвлеченная, не подтвержденная жизнью. «Кому много дано, с того много и спросится», — говорит нам Священное Писание. Если мы веруем, то наша жизнь должна строиться по заповедям, канонам веры, которые нам дает Господь.

И тогда мы должны сделать для себя важнейший вывод: мало быть верующим, нужно ещё и строить свою жизнь в соответствии с нашей верой.

Пускай Господь укрепит нас на этом пути и дарует нам всегдашнюю память смертную, не ведущую нас к унынию, а спасающую и исцеляющую, потому что мы имеем великие обетования, знаем, что ждет нас там. Верующий человек призван к радости о Христе Иисусе, так как если мы достойно совершим жизненный путь и сподобимся милости Божьей, будем царствовать с Господом во веки вечные. Аминь.

Протоиерей Владислав Софийчук. 6.11.2016

Комментарии (0)

Сохранен как Проповеди

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *