Проповедь. Притча о Сеятеле

Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

В духовном измерении человеческое сердце — почва, на которую Господь сеет Свое слово. Об этом притча (Лк. 8:5–15), которую мы слышали сегодня во время Литургии.

Вышел сеятель сеять. И одно семя упало при дороге, и птицы налетели и поклевали его. Другое — на камень, и оно, не имея возможности пустить корень, погибло. Третье — в терние, и терние, когда взошло, заглушило его. Четвертое — в добрую почву и принесло многократный плод.

rostok

Одни слышат слово Божье и с радостью принимают его. Другие вообще не хотят воспринимать слово — мы видим вокруг множество примеров этого. Как говорит Господь: «Се, стою у дверей сердца вашего и стучу. И к тому, кто откроет, мы с Отцом Моим придем и вечерю у того сотворим» (Откр. 3:20; Ин. 14:23). Так было во времена Спасителя, так было на протяжении всей человеческой истории, и так происходит в наши дни.

Мы созданы богоподобными: как Господь совершенно свободен, так и мы. Каждый свободен — поступать по-Божьему или нет, принимать слово Господне или отвергать, делать добро или зло.

Тем, кто принимает слово Божье с радостью, Господь открывает его глубинные смыслы. Так было и в те дни, когда Спаситель рассказал эту притчу народу. В тайне же Он разъяснил её двенадцати апостолам: мы слышали сегодня истолкование этой притчи.

Мы понимаем, что, действительно, наше сердце может быть столбовой дорогой, которой проносится множество помыслов, интересов, и добрых, и хороших, всяких разных. Если наше сердце подобно вот такой дороге – мы не постоянны в слышании и принятии слова Божьего, птицы (бесы) прилетают и похищают его из нашего сердца. Часто бывает, что люди приходят в храм и с радостью слышат слово Божье, при этом даже умиляются и плачут. Но, выйдя за церковную ограду, тут же погружаются в суету, иногда — греховные дела, и забывают о слышанном слове.

Глубина слова Божьего познается в страданиях, говорит нам Господь в этой притче. Сердце человека, которое во времена гонений и страданий не принимает слово Божье, подобно камню. Человек принял слово, Благодать, оно даже начало пускать в его сердце какие-то корни, человек даже начал творить добрые дела (как это заповедано Господом),  но пришли различные испытания, искушения — и человек из страха, малодушия, маловерия отступает от Бога и теряет всё то, что приобрел своими трудами. Такое сердце каменное, оно не имеет почвы, чтобы слово пустило корни.

Но бывает более страшное испытание — испытание благоденствием. Этому есть пример в нашей истории. Мы знаем, что творилось в обществе, в семинариях, Церкви перед революцией 1917 года. Страна благоденствовала и думала о земном.  Так было и в наше время. Когда в 2000-х годах у нас было всё хорошо, одни шли в храм, а другие и не думали идти к Богу, поскольку старались реализовывать многие открывшиеся им мирские возможности и забыли о Нем. Искушение богатством подобно почве сердца, покрытой тернием. Терние, как говорит нам через апостолов Господь, — богатство, сласти мира сего, мирские блага, заглушающие слово Божье. Человек, может, действительно, с радостью идет к Богу, слушает Его, но враг нашего спасения открывает ему возможности для греховной самореализации в этом мире.

«Не можете служить Богу и маммоне», — заповедует нам Господь (Мф. 6:24). Не возможно служить одновременно добру и злу.

Только семя, упавшее в добрую почву, приносит многократный плод. И Господь призывает нас к тому, чтобы мы не соблазнялись испытаниями, которые посещают или посетят нас, и искушениями, которые враг подсовывает лишь бы отвлечь от истины и от Бога. Нужно, чтобы мы имели в своем сердце только заповеди Божьи. Тогда Господь придет и сотворит рай в нашем сердце. Господь говорит: «Царство Божье внутрь вас есть» (Лк. 17:21). Это значит, что рай не имеет географического месторасположения во Вселенной, а наступает в человеческом сердце, когда в него входит Бог.

Будем внимательны к тому, как мы слушаем и (самое главное!) принимаем слово Божье. Не допустим, чтобы враг нашего спасения похитил те плоды, над которыми мы трудились, и мы не потеряли дело нашего труда. Аминь.

Протоиерей Владислав Софийчук. 30.10.2016

Комментарии (0)

Сохранен как Проповеди

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *