Проповедь на Успение Пресвятой Богородицы

С Праздником Успения Божьей Матери!

Людям неверующим или маловерующим кажется странным, как верующие могут праздновать смерть любимого, близкого человека. Мы называем день смерти Божьей Матери Успением, это один из самых больших и радостных праздников Церкви. Но для внешнего мира остается загадкой, почему мы празднуем смерть (успение) Богородицы.

Для неверующего или маловерующего человека смерть ужасна, потому что для него она — прекращение всего и вся, всего того, чему человек радовался и чем жил, к чему были устремлены все силы его души во время жизни здесь, на земле. И такой человек старается убежать от мысли, что некогда придется умереть и ему (он в этом не сомневается, как и всякий разумный человек).

И действительно: для грешника, который не знает Бога, смерть ужасна. И об этом нам говорит Священное Писание: «Смерть грешников люта» (Пс. 33:22).

Для верующего же человека понятие «смерть» наполнено совсем иным смыслом. Он понимает, что смерти нет, она — рождение, последний вздох здесь является первым вздохом в жизни вечной. Если человек стремился жить с Богом, исполнять заповеди, молиться, причащаться, то со смертью наконец наступает единение человека и Господа, наступает исполнение надежды, которой человек жил здесь, на земле. И для него нет ничего радостнее, чем встреча с Богом, исполнение всего того, к чему он стремился.

Каким было отношение к смерти Самой Божьей Матери? Она не желала ничего более, чем воссоединиться со Своим Сыном, чтобы Он забрал Её в небесные чертоги и ничто и никто не мог Её разлучить с Ним.

Таково было отношение к смерти и всех святых. Мы знаем, апостол Павел пишет: «Не я живу, но живет во мне Христос. И я ничего более не желаю, как уйти из этой жизни и воссоединиться с любимым мною Господом» (Гал. 2:20; Фил. 1:23).

Потому мы и празднуем Успение Божьей Матери — как Её рождение в вечную жизнь и воссоединение с Её Сыном.

Все три Лавры Украины носят имя и честь сегодняшнего праздника. Почему? Потому что монах — человек, отрекшийся от мира и живущий не здесь, а в мире ином. И вот эта радость рождества в жизнь вечную (другими словами — успение) — наиболее ожидаемое событие для искреннего, истинного монашествующего человека.

Мы с вами, братья и сестры, живущие в миру, отягченные многими обязанностями и заботами, тоже должны устремлять свой взор из этой жизни в жизнь вечную. Тогда все наши земные дела обретают иной смысл, всё, что мы делаем — другое измерение, иную глубину.

Поэтому хочется пожелать всем нам, чтобы мы ощутили эту радость рождения в жизнь вечную. Ведь страх смерти — ограниченность нашей греховной природы, и смысл нашей жизни — совлечься от этой ограниченности и приобрести свободу жизни здесь на земле и радость в соединении с Господом. Аминь.

Протоиерей Владислав Софийчук. 28 августа 2017 г.

Комментарии (0)

Сохранен как Проповеди

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *