Проповедь. Призвание апостолов

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сегодня, братья и сестры, мы с вами слышали евангельское чтение о призвании Господом нашим Иисусом Христом к апостольскому служению Петра, Иакова и Иоанна (Лк. 5:1-11).

Господь проповедовал у Галилейского моря. Народ, желая слышать слово жизни, теснил Его. Тогда Спаситель повелел находящемуся неподалеку Симону (будущему апостолу Петру), чтобы он приплыл ближе к Нему, Он зашел в лодку и уже с лодки продолжал учить народ.

Закончив проповедь, Господь повелел отплыть от берега и забросить сети. Будущий апостол как опытный потомственный рыбак понимал, что, если они всю ночь трудились и ничего не поймали, то тем более сейчас, днем, когда рыба не ловится, вряд ли они что-либо поймают. И он выразил своё сомнение, но тут же сказал: «По Твоему слову, Учитель, я сделаю то, что Ты сказал».

Вместе со своими друзьями — Иаковом и Иоанном Зеведеевыми — он еле-еле вытащил сеть — рыбы было так много, что лодка едва вмещала этот улов.

Евангелие имеет несколько пластов. Первый, верхний, пласт нашего понимания — чисто исторические события. Они важны, полезны, но есть более глубокие слои для исследования и понимания. И в этом конкретном случае нам Евангелие открывает важнейшую истину: человек, сколько бы ни трудился, все его труды (казалось бы и большие в человеческом измерении) бесплодны, если они делаются без Бога или не для Бога. Говорят: «Смотрите, человек не верит в Бога, но какой он праведный, как он умеет себя культурно и хорошо вести», — или о том, что человек без Бога приобретает какие-то другие блага. Но все эти блага и творческие труды, приобретенные и совершаемые без Бога, даже если не будут плодом гордости и тщеславия человека, все равно канут в лето спустя года, десятилетия (а может даже тысячелетия — для гениев). Оно всё забудется и уйдет в небытие.

И только то, что человек творит в Боге и для Бога и во исполнение заповеди «Что вы делали ближнем, то вы делали Мне», обретает смысл — в первую очередь для самого человека, поскольку никогда не забудется и не растает в потоке времени. Оно принесет человеку пользу для спасения его души.

Это то, для чего человек пришел в мир. Всё остальное не имеет смысла: человек живет, умрет — и память о нем исчезнет. Если же человек живет и делает свои дела в Боге (пускай перед людьми эти дела и кажутся ничтожными, но человек делает это во исполнение того, к чему призывает Господь), эти дела велики перед Богом, а значит важны и для самого человека и человечества в целом.

При этом благословленное Богом дело имеет значение не только для вечности, но и сегодня для нас с вами.

Казалось бы, какое значение имеет то, что будущие апостолы вытащили полную сеть в то время, когда рыба не ловится. Да, это чудо должно было быть интересным для тех, кто наблюдал за этим событием — внешне, не вникая в глубину произошедшего. А по сути совершилось преображение души рыбака Симона — Петра, камня веры, на котором, Господь сказал «Я созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют Её» (Мф.16:18).

Симон Петр, вытащив с друзьями сеть в лодку, припал к ногам  Иисуса со словами священного и трепетного ужаса: «Господи, я человек грешный. Выйди от меня!»

Казалось бы, он сказал почти слово в слово то же, что сказали гадаринцы: «Уйди от нас, Иисус» (Лк. 8:37). Но гадаринцы говорили так, потому что утратили своё имущество и переживали, что им придется поменять свою жизнь. Будущий апостол Петр сказал эти слова с совсем другим контекстом. Он, осознавая своё недостоинство, произносит эти слова в трепете и страхе Божьем, потому что видит в Учителе Иисусе не только того, кто повелевает рыбами и глубинами морскими, а Который повелевает всем миром и его душой. И это преобразило его душу и стало причиной того, что Симон больше не сомневался в словах Господа и пошел за Ним.

«Начало мудрости, — говорит нам Священное Писание, — страх Господень» (Прит. 1:7). Если у человека нет страха Божьего, он не может идти за Господом. В общем, если человек теряет страх Божий, наступает конец его духовной жизни, он теряет всё то, что, может, годами, приобретал, духовно трудясь. Человек может многие годы ходить в храм, знать Священное Писание, понимать, что совершается во время Литургии. Но если он теряет страх Божий, то теряет всё в своей жизни в плане духовном.

Страх Божий зачастую теряется из-за привыкания к святыне, недостаточного внимания к своей душе, своим мыслям.  И тогда человек, получается, всуе трудился все годы, которые ходил в храм.

Потому, братья и сестры, мы должны внимательно смотреть в глубину своего сердца, и если у нас появляется привыкание, невнимание в нашей духовной жизни, в молитве, если чувствуем, что теряем страх Божий, это должно быть первым звоночком к тому, чтобы мы пришли к покаянию и постарались возобновить в себе страх Божий.

Возобновляется он предстоянием перед Господом. Мы должны помнить, что Он видит не только наши действия и слова, но все движения нашей души.

Страх Божий поддерживается постоянным вниманием к самому себе. Когда человек знает заповеди Господни и сравнивает по ним свою жизнь: поступаю ли я по заповедям? Не внешне только, чтобы люди видели нашу праведность, но внутренне, когда мы понимаем, что Бог видит наше сердце, и следим за собой, с каким расположением делаем то или иное дело.

Страх Божий поддерживается тогда, когда мы читаем Священное Писание. По благословению Церкви, христианин должен ежедневно читать по главе из Евангелия и хотя бы по главе из Апостольских посланий. Если нет возможности по главе, то хотя бы утром несколько строк. Эти строки — как пища для души, они оживляют нашу душу, не дают ей засохнуть и потерять страх Божий.

Страх Божий также поддерживает Таинствами Церкви. Если человек исповедуется. Причащается, его душа питается соком, о котором говорил Господь: «Я есть лоза, а вы — ветви» (Ин. 15:5). Мы, как ветви, можем быть живыми и питаться лишь тогда, когда питаемся Причастием — этим Соком, который дает нам Лоза — Господь наш Иисус Христос.

Поэтому, братья и сестры, будем внимательны к своему внутреннему миру. Своим помышлениям, движениям души — чтобы нам сохранить праведность и страх Божий. Аминь.

Протоиерей Владислав Софийчук. 8 октября 2017 г.

Комментарии (0)

Сохранен как Проповеди

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *