Проповедь. Притча о блудном сыне

Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Приближается Великий пост, и Святая Церковь постепенно готовит нас к этому важнейшему в литургическом круге и нашей жизни периоду.

Мы сегодня слышали притчу Господа нашего Иисуса Христа о блудном сыне. Эта притча — о самом главном: нашем покаянии, которое мы должны принести Богу, и о любви Бога к каждому из нас — к праведнику, к грешнику, ведь как бы далеко человек не ушел от Бога, но он — Божие творение.

Мы все носим в своей душе образ Бога. И сегодняшняя притча говорит о том, что мы, как бы далеко не ушли от Бога, никогда не должны отчаиваться. При этом мы никогда не должны осуждать других людей, которые нам кажутся грешными, но дерзают ходить в храм, ставить свечи, стоять и молиться рядом с нами.

Младший сын (по-видимому, более любимый, чем старший), как только стал взрослым, сказал своему отцу жестокие слова: «Дай мне положенную мне часть имения». Это все равно что он бы сказал: «Ты зажился на этой земле, слишком долго живешь. Мне некогда ждать, когда ты умрешь. Так что дай сейчас то, что мне положено, когда ты уйдешь из мира».

И отец, по любви к своему сыну, исполняет его слово. Сын берет средства, которые родитель отделил ему, и уходит в далекую страну. Почему он уходит? Здесь, на глазах отца, он бы не смог жить так разгульно, как требовала его грешная душа. Он ушел, потому что хотел быть свободным, но свобода и вседозволенность — совершенно разные вещи. Когда человек думает, что обретает свободу без Бога, на самом деле он пленяется злом, становится рабом дьявола. Это очень отчетливо показывает нам сегодняшняя притча.

В конце концов, сын очень быстро растратил всё полученное от отца имение с блудницами и грешниками и увидел себя сидящим возле свиного корыта, желающим напитаться тем, что ели свиньи, за которыми он смотрел, чтобы хоть как-то пропитаться.

И здесь, говорит нам притча, он наконец «пришел в себя». Значит, до этого, находясь в состоянии греха, сын был вне себя. Так действительно и происходит с каждым, когда он находится в состоянии страсти. Посмотрите, какой бы страстью человек ни был одержим, он не похож на самого себя прежнего даже внешне. Человек бывает сам собой только, когда он спокоен, не творит зла, находится в благодати Божией.

Очнувшись, этот человек пришел в состояние разума. Он подумал: «Что я здесь делаю? У меня дома наемники моего отца питаются лучше, чем я», — и справедливо рассудил, что недостоин называться сыном. «Но пойду попрошусь хоть в наемники к отцу моему, чтобы здесь вообще не погибнуть».

Наверное, он колебался. Шел медленно, возвращался. Но, когда он приблизился к отчему дому, отцу донесли весть о том, что идет его сын. Отец, не раздумывая, побежал навстречу своему сыну, принял на свои груди кающегося отступника и повелел дать тому лучшие одежды, перстень (знак власти в его доме) и устроить праздник по этому поводу.

Так происходит с каждым человеком, который отошел от Бога и желает вернуться к Нему. Как только человек делает шаг навстречу Богу, хотя, конечно, есть противодействие темных сил, но сила Божья сокрушает все дьявольские козни. Если человек делает шаг к Богу, Господь всегда примет его. Для этого Он и пришел на нашу землю — чтобы спасти не праведников мнимых, а грешников кающихся.

И вот пример такого мнимого праведника — это старший сын, который, придя с дневной работы, услышал, что в его доме отмечается какой-то праздник. Он призвал одного из слуг, спросил, что происходит. Ему объяснили. И старший сын не захотел войти в дом и, когда отец вышел к нему, сказал: «Я работаю у тебя всю свою жизнь. И ты ни разу не давал мне и ягненка, чтобы я с друзьями его заколол и съел. А этот твой сын, — не говорит “мой брат”, — спустил всё данное тобой ему имение с блудницами, и ты устроил ему такой праздник».

Ответ отца: «Твой брат был мертв и ожил». Эта радость покаяния, духовного оживления человека покрывает все те грехи и недостатки, которые человек сотворил на тот момент. «Великая радость бывает на Небе, — говорит нам Священное Писание, — о едином грешнике кающимся» (смотр. Лк. 15:10).

Эта притча — наставление каждому из нас, чтобы мы никого не судили, чтобы сами помнили, что всегда есть путь возвращения в Отчий дом. И этот путь начинается с покаяния.

Покаяние — главное делание в жизни человека. И наиболее легко он происходит, наверное, тогда, когда мы все вместе, поддерживая друг друга, идем по этому пути. Сейчас наступает время поста, и поэтому Церковь нам вновь напоминает об этом.

Сегодня Церковь также вспоминает память новомучеников, страданиями и кровью которых нам с вами дано время на покаяние. Ведь один из руководителей советского государства в 1970-х сказал, что к 1980 году покажет по телевизору последнего попа. Нет уже того руководителя, нет того государства, а церкви отстраиваются, светят куполами, и люди приходят сюда, в дом Божий, чтобы спасать свои души.

Это чудо, милость Божия, которая дана нам с вами не заслуженно, а страданиями наших новомучеников. Вдумайтесь в статистику: согласно только официальным данным Комиссии по реабилитации жертв политических репрессий, в 1937-38 гг. было арестовано 166 тысяч священнослужителей, из них 106 тысяч были расстреляны, остальные — сосланы в лагеря, где большинство закончили жизнь исповеднической и мученической смертью.

Протоиерей Владислав Софийчук. 4 февраля 2018 г.

Комментарии (0)

Сохранен как Проповеди

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *