Проповедь. Сретение Господне

С Праздником!

Сегодня мы вспоминаем событие, которое имеет свои корни ещё в ветхозаветной древности.

Когда сердце египетского фараона было ожесточено и он не хотел отпустить Израиль, Господь навел на фараона многие казни. Последнее из них — умерщвление всех египетских первенцев, начиная от скота и заканчивая детьми. Избавлены были только те, кто принадлежал к Израилю. В память об этом Израиль должен был на протяжении всех последующих веков приносить в жертву Богу во искупление первого рожденного, если семья была бедной — двух горлиц, если нет — ягненка и горлицу.

И вот Господь был принесен Матерью Божией и хранителем Её девства в Храм для того, чтобы принести жертву всесожжения и жертву за грехи.

Сам Богомладенец был жертвой за наши грехи, но Он пришел, по Его словам, не для того, чтобы нарушить закон, а чтобы исполнить. И как за перворожденного, за него была принесена жертва — жертва бедняка — две горлицы.

Также приносилась жертва во очищение матери, которая рождала первенца. Божия Матерь и до Рождества, и в Рождестве, и по Рождестве — Дева. Ей не было необходимости приносить эту жертву. Но опять же, чтобы исполнить всякий закон, всякую правду, чтобы принадлежать народу Израиля, приносится и жертва во очищение Пречистой.

Встретили Царя царей в этом мире не политические вожди или первосвященники, а простые люди. Им Господь открыл эту тайну.

Это были Симеон, которого мы называем Богоприимцем, поскольку он принял на руки Спасителя, и пророчица Анна. Симеону было обещано, что он не умрет, пока не увидит Спасителя мира. Долгие-долгие годы он ждал этого момента. И вот, Дух Святой влечет его в Храм, и этот престарелый, седовласый человек берет на руки Богомладенца и воспевает свою знаменитую песнь: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко…» Эту песнь мы с вами поем на каждой вечерни.

Святитель Иоанн Златоуст говорит, что праздновать священное событие — значит проникать в его суть, глубинный смысл. Глубинный смысл отмечаемого сегодня события кроется в этой песни: происходит встреча человечества в лице немощного старца Симеона и пришедшего в мир Спасителя.

Если эта встреча не произойдет у каждого из нас, то в вечности человек не будет пребывать там, где Бог. А ад — место, где нет Бога и Его благодати. Если здесь, на земле, не произойдет встреча человека с Богом, то и в вечности он будет пребывать там, где нет Бога.

В этом тайна сегодняшнего праздника — чтобы мы задумались, произошла ли у нас реальная встреча с Богом.

Она происходит тогда, когда человек сердцем принимает благодать, живет согласно тем заповедям, которые нам открывает Господь, — не только знает их, но и живет по заповедям.

Божией Матери святой Симеон предрек страдания, что Ей оружие пройдет сердце. Божией Матери в лице апостола Иоанна богослова было усыновлено всё человечество. Она является Матерью для всех нас. И Своим страданием, Своим служением Богу Она сподобилась, чтобы быть Матерью для нас и ходатайствовать за нас пред Престолом Божьим.

Также Евангелие говорит, что свидетельницей и участницей Сретения была простая женщины, пророчица анна (как её называет Священное Писание). Ей было 84 года от роду. В самой молодости Анна осталась вдовой и после этого многие-многие годы исполняла необходимое послушание в Храме. Господь даже не заметные для многих людей труды замечает и ценит, незаметное для людей заметно Богу. Анна сподобилась стать причастницей этой великой Встречи — встречи человечества с Богом.

И наши сердца должны гореть к Богу так, как горели сердца Симеона Богоприимца, Анны пророчицы и всего множества святых Церкви. В знак этого мы сегодня освящаем свечи. Чтобы наши сердца горели так, как горит свеча. В общем-то, это и смысл того действия, которое мы совершаем, ставя свечи. Мы хотим, чтобы как огонь свечи возноситься горе, так и наше сердце горело и возносилось к Богу.

Протоиерей Владислав Софийчук

Комментарии (0)

Сохранен как Проповеди

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *