Проповедь. Притча о мытаре и фарисее

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Вчера на всенощном бдении мы с вами уже слышали песнопение «Покаяния отверзи мне двери, Жизнодавче», напоминающее нам о том, что мы приближаемся к подвигу Великого поста.

И сегодняшнее евангельское чтение также говорит нам о том, что мы находимся в преддверии этого великого для нашей души подвига, подвига смирения и покаяния. Церковь настраивает нас на правильный лад, показывая, какова может быть у человека молитва.

Мы все молимся, но молимся по-разному. В сегодняшнем евангельском чтении Господь рассказывает нам притчу о мытаре и фарисее (Лк. 18:10–14), в которой даёт нам образ правильной молитвы.

Мытарь и фарисей зашли в храм помолиться. Фарисей встал на своё место и начал молиться. Его молитва — это превозношение: «Благодарю Тебя, Господи, что я не такой, как прочие люди — хищницы, прелюбодеи, грешники, — обернулся и, увидев мытаря, добавил: — или как этот мытарь». Далее он хвалился: «Благодарю Тебя, Господи, что я десятину приношу, пощусь…».

Этот образ молитвы был осуждён Господом.

Вспомним, братья и сёстры, как мы молимся, о чём думаем во время молитвы. Может, мы и не превозносимся, но мы думаем о чём-то своём, земном, может даже в чём-то греховном, пустом, ненужном.

Обратим внимание на то, что, как сказано, фарисей молился «в сердце своём». Мы можем говорить правильные слова, но при этом сердце наше может быть наполнено такими или подобными ими помышлениями. Говорить что-то правильно или молиться, но в сердце мечтать о чём-то греховном, стремиться к противоположному. Но Господь смотрит на сердце человека, Он к нам ближе, чем наша душа к нашему телу. Бог судит по внутреннему состоянию человека.

И другая молитва у мытаря. Он встал в самом дальнем углу храма, не смея поднять глаза к небу, бил себя в грудь и в сердце своём молился: «Боже, будь милостив ко мне, грешнику». Господь указывает, что это правильный образ молитвы. Молитва христианина должна быть соединена с покаянием и осознанием своей греховности, потому что нет человека, который жил бы на земле и не согрешил (смотр. Еккл. 7:20). И только лишь покаяние и осознание своей греховности приближает человека к Богу, потому что Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать (Иак. 4:6).

Было золотое время христианство, когда христианские подвижники искали друг у друга, чему бы можно было поучиться, где бы можно было взять ещё какой-то пример подвига, который бы приблизил человека к Богу. Сейчас иное время. Мы живём в эпоху, когда грех является нормой общества. И нередко он превозносится как добродетель или что-то альтернативное ему. Это гей-парады, оскверняющие и наш город, и многое другое зло, которое сегодня вылезло наружу и выступающий против которого человек уже воспринимается далёким от Церкви обществом как человек нетолерантный, негибкий.

А когда человек не имеет перед собой чёткого ориентира, куда идти, когда смешивается добро и зло, тогда он становится неспособным к покаянию: в чём каяться, если грех — это норма, добродетель?

Но мы имеем заповеди Божьи — это тот эталон, к которому мы с вами должны стремиться. Поэтому каждый христианин должен для себя чётко определить: вот это — добро, а вот это — зло. И не смешивать эти понятия.

Кроме того, мы должны свидетельствовать об истине на работе, в семье, в обществе. Не спорить ни с кем, но свидетельствовать. Если превозносится грех — говорить, что это неправильно, что это грех. Таким образом мы отделяем себя от греха и свидетельствуем об истине.

Поступая так, мы оставляем себе и другим людям путь к покаянию: если есть стремление человека к правде, если напротив зла есть правда, тогда и у других людей появляется шанс прийти к Богу.

Так что, будем молить Господа, чтобы Он дал нам силы и разум свидетельствовать об истине и правильно молиться. Аминь.

Протоиерей Владислав Софийчук. 9 февраля 2020 г.

Комментарии (0)

Сохранен как Проповеди

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *