Проповедь. Притча о блудном сыне

Сегодня, братья и сестры, мы с вами слышали притчу о блудном сыне, которая напоминает нам о том, что мы приближаемся к Великому посту.

Эта притча всем нам хорошо известна. У отца было двое сыновей. Младший, по-видимому любимый, сын подошёл к своему отцу и сказал обидные слова: «Отдай мне положенную часть имения». Это всё равно что сказать: «Мне некогда ждать, когда ты умрёшь, ты зажился на этой земле. Дай мне то, что положено мне по наследству, и я распоряжусь этим так, как считаю нужным, сейчас».

Отец любил сына, он был мудр, и исполняет просьбу. Нерадивый сын берёт всё своё имущество, уходит «на страну далече» и, живя блудно, неправедно, растрачивает своё имение.

О чём это говорит? Как мы все понимаем, под отцом в этой притче имеется в виду Отец Небесный. Когда человек пытается сейчас, в земной жизни, получить всё и сразу, то оказывается на месте этого блудного сына, который в результате увидел себя сидящим вместе со свиньями и желающим, но не могущим насытить своё чрево даже тем, чем питаются эти животные.

И вот он, как говорится в притче, пришёл в себя. Когда человек находится в состоянии страсти (когда страсть на него действует), он вне себя. В этом мы можем убедиться, взглянув на себя или ближнего, когда находимся в состоянии страсти — гнева, злости, чревоугодия, пьянства или другой. В таком состоянии человек теряет свой человеческий образ, становится зверо-, а иногда и демоноподобным.

Придя в себя, блудный сын увидел, в каком состоянии находится. И тогда он сам в себе сказал: «У моего отца множество наемников, которые умеют пищу, а я сижу со свиньями и желаю наесться с ними. Восстав, пойду к отцу моему и попрошусь к нему уже не как сын, а как наемник, чтобы мне тоже быть в достатке в доме отца моего». Следующий шаг — это восстание. Человек восстает в духовной жизни через покаяние. Христианин всегда, как глубоко бы он не пал и как бы далеко не отошел от Господа, имеет возможность встать и вернуться к Богу, в Отчий дом.

И вот, он несмелой поступью, медленно приближается к своему дому. Отцу сказали, что сын идёт к его дому. Он выбегает к сыну навстречу, обнимает его, пропахшего свиньями. И когда сын говорит: «Я недостоин называться твоим сыном. Прими меня в качестве наемника», — то есть приносит отцу покаяние, отец (в этой притче это образ Бога) говорит своим слугам: «Принесите лучшие одежды, дайте ему перстень на руку (как свидетельство того, что он член семьи) и заколите упитанного тельца — возрадуемся, потому что сын был мертв и ожил».

Так бывает всегда: как бы человек глубоко не падал, стоит ему сделать шаг навстречу к Богу, и Господь вновь дает чистые одежды для души человека и власть называться христианином, по благодати сыном Отца Небесного.

Далее история развивается по-другому. Старший сын идет с работы и слышит пение, ликование. Он призывает одного из слуг и спрашивает: «Что это?» Тот ему объясняет, что твой брат вернулся и отец устроил праздник.

Под образом второго сына многие, наверное, из нас могут увидеть себя. Мы, долгие годы ходящие в храм, трудящиеся, иногда видим входящих в церковь людей, которые с виду не христиане, которые, может, выглядят совсем не так, как все мы с вами. И мы в сердце своём иногда с сожалением, иногда с презрением или иными недобрыми чувствами смотрим на такого человека — так, как старший сын посмотрел на отца и брата, который промотал всё своё имение и вернулся.

Вспомним, как Бог относится к тем, кто приходит, возвращается к Нему, как Он вознаграждает их. Вспомним притчу о работниках, которые были наняты в одиннадцатом часу и получили ту же награду, что и те, кто трудился с самого утра.

И те, кто трудился с утра, возроптали на хозяина виноградника. Так и в этой притче: старший сын не захотел войти в дом. И отец вышел к нему и объясняет: «Не надлежало ли нам радоваться? Ведь твой брат был мертв и ожил. И всё, что моё, — и твоё. И в любой момент ты можешь этим пользоваться».

Эта притча напоминает нам о том, что мы с вами должны воспринимать Великий пост как возвращение к Отцу Небесному. Этот путь каждый год обновляется и открывается нам, чтобы мы очистились от своих грязных, греховных одежд, чтобы наша душа открылась и приняла благодать Божию, которая преображает, обновляет и делает нас родными и близкими Богу, нашему Отцу Небесному.

Мы должны вновь и вновь задуматься, что такое пост. Это не диета, не период, когда мы можем получить эстетическое удовольствие от слушания умилительные великопостные песнопения. Это труд по очищению своей души, по возвращению в дом Отца Небесного. Притча о блудном сыне говорит нам, каким должно быть наше покаяние, каким должен быть наш путь к Богу и какие у нас должны быть отношения друг с другом и отношения всех нас с Богом. Аминь.

Протоиерей Владислав Софийчук. 16 февраля 2020 г.

Оставить комментарий

Сохранен как Проповеди

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *