Проповедь в день памяти великомученика Георгия Победоносца

Когда таким великим святым, как Георгию Победоносцу, великомученице Варваре, Пантелеимону Целителю и др. предлагали выбрать между изощрёнными орудиями казни и прекрасной карьерой (ведь многие святые были знатными по происхождению, приближёнными к власти), то они сделали выбор с мирской точки зрения нерациональный: они ради веры шли на страшные мучения и в конце концов отдавали свою жизнь за Господа.

Но с точки зрения духовной, церковной, это был рациональный, наиболее важный выбор в их жизни.

Как человек воспринимает их подвиг, зависит от того, какими глазами он смотрит на себя и на мир.

У каждого человека есть три силы души — ум, воля и чувства. Когда человек согрешает, грех помрачает ум, чувства и волю. Когда грех помрачает ум человека, он уже не понимает, для чего живёт, что необходимо, а что является несущественным, неважным.

Когда грех поражает чувства человека, он начинает сочувствовать плохому. Казалось бы, зачем? Зачем мы ощущаем какие-то движения души в сторону зла? Почему зло так влечёт нас? Потому что злом отравлены наши чувства.

Воля также поражается грехом, так что человек лишается силы сопротивляться злу.

И только лишь благодать Божия восстанавливает целостность, целомудрие человека. Если она посещает человека, его ум просвещается, чувства вновь влекут его в правильном направлении, и воля укрепляется и влечёт человека к истине, к Богу и к жизни вечной.

Именно поэтому эти великие святые — в том числе почитаемые сегодня великомученик Георгий Победоносец, тайные христиане мученики Анатолий и Протолеон, которые были в числе охраны при этом действии мучителей, но, увидев мужественно исповедовавшего Господа Георгия, также стали исповедниками, — сделали правильный выбор.

О том, что их выбор был правильным нам говорит и наш разум, и история Церкви. И об этом нам скажет вечность: если Господь сподобит нам быть в вечности, то там они будут ближе всего к Богу. Ведь в «Апокалипсисе» написано, что у престола Агнца Божия, ближе всего к Нему, находятся мученики — те, кто подтвердил свою веру самой жизнью.

Поскольку мы немощны, Господь не требует от нас подтверждать свою веру кровью, но мы живём в условиях, когда её нужно исповедовать. Каждый из нас на своём месте знает, как тяжело сейчас оставаться христианином, верным принципам своей веры. Хотя мы ничего плохо не делаем, никому никаких претензий не предъявляем, со всех сторон на нас ополчаются люди, во многом нас, верующих истинной Православной Церкви, Которая несёт свою миссию в нашем обществе в это тяжёлое время, выставляют виноватыми.

Мы не должны колоть глаза другим людям, пытаясь навязать им свою веру. Мы должны свидетельствовать истину своей жизнью, а если нас просят — то и словом. Если нас спросят, мы должны не лукавя, не уходя в сторону, прямо ответить, объяснить, как мы веруем и как мы думаем согласно нашей вере.

Это раздражает людей. И поэтому столько сейчас нападок на нашу Церковь и на каждого из нас в тех обстоятельствах, в которых поставил нас Господь.

Христианин всегда на виду. И когда поднимается вопрос выбора, если мы христиане, мы должны быть исповедниками.

Итак, исповедничество — это когда мы не лукавим, а исповедуем Бога своей жизнью, своим словом там, где постановил нас Господь. Исповедничество — это первый этап мученичества, бескровное мученичество, поскольку человек, который терпит поношения, злословие или же неправедные действия в свой адрес, уже этим претерпевает некое страдание за Христа. А мы помним, что Господь нам сказал: «Блаженны есте, егда поносят вам, и изженут, и рекут вам всяк зол глагол на вы, лжуще Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, ибо мзда ваша многа на небесех» (Мф. 5:11–12). Каждому Господь даёт по силам. Если нам будет по силам — Господь даст нам больше, чем сегодня. Потому что то, что человек ради Христа претерпевает здесь на земле, равно венцам в Царствии Небесном. Ведь в вечности не демократическое государство, там Царство, там есть Царь — Господь, есть приближённые к Царю и есть те, кто дальше от Него. И вот в числе наиболее приближённых к Богу — те, кто здесь был верен Ему, верен в слове, в деле и в своей жизни.

Поэтому, братья и сёстры, будем радоваться, если Господь сподобит нас хоть немножечко исповедовать Его в своей жизни и потерпеть за Него. И не будем смущаться и не будем никого осуждать, потому что люди, поступающие против Бога и Его Церкви, действуют так, поскольку их разум помрачён грехом и они не знают, где право, а где лево, где истина, а где ложь. Они поступают рационально, согласно их мировоззрениям в этом мире. Мы же должны поступать по духу и по вере и с любовью и великодушием относиться к этим людям, и ни на кого не копить в своём сердце зла.

Протоиерей Владислав Софийчук. 6 мая 2020 г.

Комментарии (0)

Сохранен как Проповеди

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *