Проповедь в Неделю (воскресенье) отцев І Вселенского Собора

Сегодня мы празднуем память отцев Первого Вселенского Собора.

Новорождённая новозаветная Церковь, которая зиждется на Крови Господа нашего Иисуса Христа, с первых своих дней претерпевала различные притеснения и кровавые гонения. Как мы знаем из Деяний апостолов, иудеи гнали христиан. Затем включились в это гонение языческие власти. Но для Церкви это было не страшно, поскольку Господь говорил Своим ученикам: «В мире скорбни будете» (Ин. 16:33); «Меня гнали, будут гнать и вас» (Ин. 15:20).

В Апокалипсисе Господь обращается к нам: «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр. 2:10). Утешаясь этими словами. Христиане мужественно шли на мучения — как от язычников, так и от иудейского синедриона.

Но после этих кровавых гонений наступили более страшные времена, когда внутри Церкви нашлись те, о ком говорил апостол: «Они были с нами, но не были наши» (1 Ин. 2:19), — и они воздвигли гонения на Церковь.

Vselenskiy_Sobor_1_freska

Первое сильное потрясение такого рода — это распространение арианской ереси, из-за которого в 325 году был созван Первый Вселенский Собор. До этого были гностики, иные внутрицерковные нестроения, но они не выливались в столь масштабное еретическое движение, которое возникло в связи с ересью Ария.

Арий был пресвитером Александрийской Церкви, очень красноречивым, образованным человеком. Когда умер Александрийский епископ, должны были выбирать нового архиерея. И Арий претендовал на то, что на это место выберут его. Но народ решил иначе: выбрали пресвитера Александра, который также был образованным, красноречивым, но, кроме этого, и смиренным и благочестивым — в отличие от Ария. Народ обмануть нельзя — видя сердце одного и другого кандидата, он пожелал, чтобы епископом города Александрии стал Александр.

Арий затаил обиду. И однажды, когда епископ Александр в беседе со своими прихожанами говорил о Пресвятой Троице, о равночестности с другими Ипостасями Троицы Иисуса Христа (о том, что Он — Бог), Арий начал ему публично возражать, противоречить, приводя свои хитрые, рождённые от человеческого ума, доводы.

Мы с вами понимаем, что человеческий разум не может вместить истину о Троичности, Триединстве Бога. Это богооткровенная истина, открытая нам Священным Писанием, духовным опытом Церкви. В духовной жизни есть вещи, которые мы принимаем на веру. Множество свидетельств из Священного Писания указывают нам на то, что Бог троичен в Лицах (Ипостасях) и един по существу.

Но, не будучи в состоянии принять на веру богооткровенную истину, Арий, руководствуясь мудрованием человеческим, опираясь на различные философские рассуждения, начал отстаивать свою точку зрения. Он делал это настолько убедительно, что увлёк за собой многих. В Александрийской Церкви начались нестроения, к этой точке зрения начали прислушиваться и становиться её сторонниками даже многие священнослужители, в том числе епископы. Дело дошло до того, что это разделение исповедующих истину и впавших в ересь стало колебать Церковь изнутри, её устои.

Когда известие об этом дошло до императора, равноапостольного Константина, он послал в Александрию своего приближённого епископа (с ним он часто проводил духовные беседы), уже престарелого святителя Осию Кордубского. Осия был необычайно образованным, умным и благочестивым.

Святитель Осия, прибыв в Александрию, познакомился с этим лжеучением. Затем вернулся к императору и рассказал о том, что арианство — это страшная ересь, которая для человека, принимающего её, перечёркивает всё вероучение Церкви. Арий учил, что Иисус Христос — не Бог, а творение, самое первое и самое совершенное творение. «Если бы было так, — сказал Осия Кордубский, — то наша вера теряет смысл, поскольку если Иисус Христос  — не Бог, то мы не исцелены, человеческая природа не исцелена, и всё, что сотворил Господь, тогда тщетно».

Выслушав Осию, святой Константин созывает Вселенский Собор. Вселенский — значит, что для участия в нём прибыли православные священнослужители со всей Вселенной (так называли тогда Римскую империю). Всего на него собрались более 300 человек, лишь несколько из них придерживались арианской точки зрения.

Участники Собора рассмотрели вопрос и приняли постановление (сформулировали догмат) о том, что Господь наш Иисус Христос — истинный Бог.

Но этим, к сожалению, не закончилось арианство. Кто читал историю Церкви, знает, что эта ересь ещё долго сотрясала здание земной Церкви. Дошло до того, что осталось всего два сохранивших верность Православию епископа: святитель Афанасий Александрийский на Востоке и епископ Иларий Пиктавийский на Западе. Все остальные впали в эту ересь. Но истина не в количестве хранящих её — она сама о себе свидетельствует и защищает себя.

Непреклонно противостоявший влиятельному арианскому духовенству и четырём императорам, несколько раз изгоняемый с кафедры, Афанасий Александрийский был известен как «Athanasius contra mundum» (Афанасий против всего мира). И когда на горизонте появился святитель Василий Великий, а за ним и святые Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, уже престарелый Афанасий с облегчением вздохнул, увидев, что есть, кому разделить его путь стояния в истине.

В конце концов, после тяжких прений, гонений, истина восторжествовала. Иначе быть и не могло, поскольку Господь сказал: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её» (Мф. 16:18). Он говорил, что будут потрясения, искушения. Казалось бы: мы живём спустя две тысячи лет после пришествия в мир Спасителя, но и по сей день различные ереси, гонения, расколы сотрясают здание Церкви. Но сокрушить здание Церкви они не могут, поскольку с нами Бог, с нами истина, и Господь по Своему неложному обещанию всегда будет с нами.

Поэтому наша задача не отходить от истины. Господь о Себе сказал: «Я есть путь, истина и жизнь» (Ин. 14:6). Только в Иисусе Христе мы можем найти истину, только в Спасителе нашем мы можем найти путь — другого пути к жизни вечной нет. И настоящая, полноценная, полнокровная во всех отношениях жизнь — только в Боге. Если человек вне Бога, вне Иисуса Христа, чем бы он не обладал, как бы ему хорошо не жилось в этом мире, он всё равно будет ощущать свою нереализованность, пустоту, которую может заполнить только Господь.

Человек создан для того, чтобы быть храмом Бога. И как сказал один из проповедников: в душе человека настолько великая пропасть, что заполнить её может только Бог. Не познавший Бога или отвернувшийся от Него человек пытается заполнить эту бездну какими-то материальными целями, достижениями, интеллектуальными измышлениями, различными страстями, но в конце концов это приводит к опустошению души человека. И только тогда человек находит полноту и для него наступает душевный мир и тишина, когда он встречается с Богом.

Господь обещал, что врата ада не одолеют Церковь, но то, что над арианством восторжествовала истина, произошло и благодаря святым отцам Первого Вселенского Собора. Ведь труд зависит от человека.

Господь каждому из нас дал свободу воли. Бог знает по Своему всеведению, какой выбор сделает человек, но не влияет на его волю. И мы с вами тоже находимся в этом состоянии выбора: стать на путь истины или покривить душой. Это экзамен, который мы постоянно сдаём в своей жизни. И в сдаче его, в общем-то, и весь смысл земной жизни человека.

Потому будем взирать на пример и подвиги отцов Первого Вселенского Собора, в числе которых и Афанасий Александрийский, святители Николай, Осия Кордубский и многие-многие другие святые отцы, которые, хотя было сильное давление, множество искушений, устояли в истине.

Дай Бог, чтобы и мы, несмотря ни на какие внешние и внутренние колебания, всегда стояли в истине. Аминь.

 

Протоиерей Владислав Софийчук

31 мая 2020 г.

Комментарии (0)

Сохранен как Проповеди

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *