Проповедь. Притча о злых виноградарях

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Господь наш Иисус Христос двумя-тремя абзацами притчи, которую мы сейчас слышали, передаёт всю историю человеческого рода — ветхозаветной и новозаветной Церкви — и, в общем-то, жизнь каждого из нас.

Эта притча о злых виноградарях, работниках виноградника (Мф. 21:33–42), которую мы слышим каждый год в 13-е воскресенье по Пятидесятнице.

Как мы знаем, в этой притче говорится о том, что некий человек посадил виноградник и удалился в другую страну, оставив работать на нём делателей. И когда приходило время собирать урожай, он присылал своих приближённых, чтобы получить плоды виноградника. Но эти рабочие были злыми людьми: одних слуг они били, других убивали. Однако хозяин виноградника был настолько добр, настолько он верил людям, что сказал: «Пошлю сына своего. Они устыдятся его и изменятся». Но эти делатели были настолько злы, что поняли всё по-своему и сказали друг другу: «Давайте убьём сына. Не будет наследника, и мы, наш род завладеет наследством». И они убили сына.

Рассказав эту притчу иудеям, Господь спросил: «Как поступит хозяин виноградника?» Те вполне резонно ответили: «Злых делателей предаст злой смерти и виноградник отдаст другим работникам». На это Спаситель сказал: «Неужели вы никогда не читали: “Камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла. Это от Господа, и есть дивно в очах наших”?»

Мы все знаем толкование этой притчи. Что хозяином виноградника является Бог, отвергнутыми делателями — представители ветхозаветной иудейской Церкви, другие работники, которым был дан в наследство, в делание виноградник, — это новозаветная Церковь, к которой мы с вами принадлежим.

Самое удивительное в этой притче — то, что в ней есть ответ на вопрос, который иногда можем слышать: «Может, лидеры ветхозаветной Церкви обманулись? Может, они искренне считали, что вот, перед ними человек, который хулит Бога, не соблюдает субботы, как они думали, нарушает закон и так далее?» Но эта притча совершенно определённо нам говорит: иудеи убили Сына Божьего не потому, что не знали, Кто пришёл, а именно потому, что знали. И в своей гордыни и погружённости во зло они, вероятно, полагали, что Бог должен подчиниться им и дать им закон согласно их страстям.

Слово «Израиль» переводится как «богоборец», «борющийся с Богом». И это должно заставить задуматься нас с вами, как представителей новозаветного Израиля. Если мы будем вот так бороться с Богом, то Господь, Который не пощадил тех, кто были Его народом, но выступили против Него, не пощадит и нас.

Всякий молодой человек, окончив школу, выбирает для себя путь жизни, думает: «Куда мне направить стопы свои? Пойти в науку и, может, там что-то великое удастся сделать? Или же пойти в бизнес и там заработать денег? Или же служить людям?» Каждый в начале своего жизненного пути хочет прожить свою жизнь так, чтобы сделать что-то достойное, великое, хорошее.

И многие из нас, прожив уже значительную часть жизни и имея взрослых детей, тоже не всегда может определить, в чём дело его жизни. Мы имеем своё дело, работу, трудимся…  Сегодняшняя притча поясняет, в чём заключается самое главное дело жизни каждого человека.

Каждый из нас является делателем в винограднике Божьем, каждому из нас дан участок на нём — это наша душа. И если человек даже откроет какие-то великие законы в науке или завоюет страны, как Александр Македонский, которого все и помнят спустя тысячи лет, но, если мир просуществует ещё несколько тысячелетий, то и о нём забудут…  А если человек совершит нечто на поприще виноградника Божьего, он вовек не потеряет своей славы и награды. Потому что слава от возделывания своего участка в винограднике Божьем идёт не во времени, а простирается в вечность.

Священное Писание передаёт нам слова Спасителя, сказанные Им со скорбью и укором: «Славы человеческой, которая преходяща, вы ищете, а славой Божьей, которая вечна, вы пренебрегаете, не ищете её» (смотр. Ин. 5:44). Действительно, любое дело человеческое, слава человеческая проходит, как утренний туман: вот она есть, а вот её уже нет. А слава, которую даёт Господь, пребывает вовек.

И независимо от того, какое человек занимает положение в обществе, если он будет возделывать виноградник души своей, этот его труд никогда не померкнет в вечности. Этот человек удостоится славы пребывания с Богом, Творцом этого мира.

Так что, братья и сёстры, вот эта краткая притча заставляет нас задуматься о таких глубинных смысловых вещах, как о нашем месте в Церкви, о нашей ответственности за то, что мы делаем в нашей жизни, о значимости того, что мы делаем.

Потому будем обращать свои взоры к Евангелию ежедневно. Святая Церковь обязывает каждого христианина читать Евангелие. Мы, как кажется, уже знаем всё, что описано в Евангелии, но в том то и дело, что оно написано Духом Святым, и каждый раз, когда мы перечитываем Евангелие, благодать Святого Духа наполняет наше сердце.

Ничто не может удержать нас от греха, потому что наша плоть подвержена греховной испорченности. И только благодать, которая содержится в нашем сердце, — если мы её сумели удержать — даёт нам силы бороться с грехом. Дух Святой дышит в словах Священного Писания. И каждое утро, когда мы читаем Евангелие — пускай даже несколько строк или главу, — если мы примем в сердце эти слова, благодать Божия наполнит наше сердце, удержит нас от греха и даст нам возможность жить и питаться словом Божьим.

Потому, братья и сёстры, будем читать Святое Евангелие и стараться жить благодатью Божьей и удерживать её. Тогда мы сможем не грешить. Аминь.

Протоиерей Владислав Софийчук. 6 сентября 2020 г.

Комментарии (0)

Сохранен как Проповеди

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *