Проповедь. Исцеление расслабленного

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Евангельское событие, о котором мы слышали сегодня, настолько важно, что воспоминается за храмовым богослужением дважды в год. Один раз — Великим постом (во 2-е воскресенье Святой Четыредесятницы), второй раз — сегодня, в 6-е воскресенье по Пятидесятнице.

Евангелист Матфей нам рассказывает об исцелении Господом нашим Иисусом Христом расслабленного, то есть парализованного, человека (Мф. 9:1–8). Мы знаем, что зачастую человек парализованный не может выразить даже своих чувств словами. И вот, такого немощного человека принесли к дому, где находился Спаситель, на носилках его друзья. Как об этом в Великий пост рассказывает другой евангелист, из-за множества собравшихся в доме людей они не могли подступиться к Спасителю. Тогда друзья расслабленного идут на такой поступок: они влезли на крышу (это был восточный дом с плоской, лёгкой крышей), раскрыли кровлю и спустили к Спасителю носилки со своим немощным другом.

Евангелие говорит нам, что Иисус Христос, «видя веру их» (Мк. 2:5) — не веру этого больного, ведь он, может, вообще не мог никак проявить свою веру, а веру его четверых друзей, принесших его, — сказал расслабленному: «Прощаются тебе грехи твои» (Мф. 9:2).

Тут же находились фарисеи. Они начали внутренне осуждать Спасителя: «Кто может прощать люди, кроме одного Бог?» Они это только помыслили, но Господь Сердцеведец ответил на их сердечные помышления: «Что легче сказать — “Прощаются тебе грехи твои” или “Возьми одр свой (то есть постель, на которой тебя принесли) и ходи”?»

Во-первых, мы должны заметить тут, что Господь видит помышления каждого человека. Мы знаем об этом, но здесь находим евангельское тому подтверждение. Мы можем внешне проявлять одни чувства, говорить одно, а в сердце, по своему лукавству, иметь нечто другое. И Господь судит не по тому, как мы говорим, как мы умеем себя представить в обществе, а по нашему сердцу. Поэтому нам нужно следить за своим сердцем, нам нужно не казаться, но быть. Ведь Господь будет судить нас и примет нас или отвергнет по тому, каковы мы есть на самом деле.

Во-вторых, по человеческому рассуждению нам, конечно, кажется, что проще сказать «Прощаются тебе грехи твои», чем «Возьми одр свой и ходи», потому что скажешь — а он не пойдёт, и сразу станет ясно, что твоё слово не имеет силы. Но если проникнуть в суть этого вопроса… Наверное, всё же сложнее сказать «Прощаются тебе грехи твои», потому что прощать, действительно, имеет право только Бог или служители Бога, Им поставленные. Это сложнее, потому что чтобы простить грехи, по закону справедливости нужно принести жертву.

Хотя нам кажется, что в мире нет справедливости, но наш мир сотворён справедливым. Справедливость всегда торжествует и в конце концов состоится Страшный Суд, Суд справедливости, когда каждому будет дано по его делам, словам, по его жизни. Но мы знаем, что это ещё и Суд милости. В Нагорной проповеди Господь сказал: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5:7). То есть те, кто творят милость, будут помилованы. Но только они. Остальные же будут судимы по справедливости.

И вот, каждый, по закону справедливости, должен быть наказан за свои грехи. Но Господь пошёл на страшные крестные страдания для того, чтобы искупить наши грехи и получить по справедливости право являть нам с вами милость.

И Господь говорит: «Чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет право прощать грехи, тебе говорю: возьми одр свой и иди домой».

Мы это слышим многократно, и это евангельское чтение уже как-то не так остро воспринимается. Но если живо представить себе эту картину, когда парализованный человек встаёт, приходит в осмысленное, состояние и берёт постель, на которой его принесли и идёт домой, то конечно, всякое лукавое сердце растапливается, всякие лукавые уста заграждаются этим чудом.

Сами фарисеи даже не подозревали, насколько они правы в своих лукавых мыслях: «Кто имеет право прощать, как только один Бог?» Они даже помыслить себе не могли, что перед ними стоит Сам Бог, принявший человеческую природу.

Ещё обратим внимание на то, что Господь сначала говорит: «Прощаются тебе грехи твои». А потом: «Возьми одр свой и иди в дом свой». Мы, верующие люди, знаем, что лечение тела нужно начинать с лечения души. И человек верующий, если заболевает, прежде идёт исповедуется, соборуется, причащается, а потом уже отдаёт себя в руки врачей. И нередко бывает, что малоцерковные или маловерующие люди, когда их родственник заболевает, не предлагают пригласить священника, чтобы последовать этому принципу (вначале врачевать тело, потом душу). Они говорят: «Мы не хотим его испугать». Сколько мне приходилось причащать людей на смертном одре — я никогда не видел испуга от того, что я пришёл. Люди, если у них есть вера в сердце, если они верующие, или, по крайней мере, если они не отвергают Церкви, Бога, всегда принимают священника, который приходит их напутствовать, с радостью. Даже, если осознают, что умирают. Почему? Потому что умирающий интуитивно чувствует, что здесь — та сила, которая готовит его к переходу в иной мир, которая даёт силы для этого.

А родственники многих умирающих бояться их испугать… И сколько людей ушло в тот мир неподготовленными из-за того, что их якобы боялись испугать!

Бояться нужно не Церкви, не Бога, не священника — нужно бояться греха и нужно бояться уйти в иной мир неподготовленным. Потому что, как об этом пишут евангелисты и говорит опыт тех, кто переживал клиническую смерть, в переходе в иной мир ничего страшного нет. Человек чувствует себя там совершенно по-другому, лёгким, радостным, и, сколько мне доводилось общаться с людьми, пережившими клиническую смерть, у них не было желания возвращаться обратно в этот мир.

У нас есть страх. Это вполне естественный, заложенный Богом в наши сердца страх, Но есть и страх неизвестности — всего неизвестного человек боится. А те, кто прошёл этот опыт или кто доверяет  опыту Церкви, знают, что смерть — это не страшно, что смерть — это переход из одного состояния в другое, из этого мира в мир иной. И действительно страшно — уйти неподготовленным, потому что там совершенная иная реальность.

Поэтому, братья и сестры, это важное евангельское чтение, которое мы сегодня слышали, должно напоминать нам о том, что начинать врачевать тело мы должны с врачевания своей души; что нужно бояться не испугать человека мыслью о смерти,  а нужно бояться  грешить.

Пускай Господь дарует нам силы, разумение, крепость и возможности идти правильным путём, к Богу. Аминь.

Протоиерей Владислав Софийчук. 19 июля 2020 г.

Комментарии (0)

Сохранен как Проповеди

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *