Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Мы, братья и сёстры, придя к Богу, делаем определённые усилия и можем достигать какого-то духовного уровня. Но зачастую потом мы претыкаемся, падаем, потом опять встаём, опять идём и снова падаем… И, в общем-то, чем отличается человек, который спасется, от того, который погибает? Тот, который спасается, упав, встаёт, идёт на исповедь, кается и пытается с новыми силами идти дальше. Когда вновь претыкается, вновь встаёт. И Господь, видя эту борьбу человека, даёт ему силы, благодать и призывает его именно в момент стояния, стояния в вере. Господь сказал: «В чём застану, в том и сужу». И человек, который борется, предстаёт на Суд Божий в стоянии, твёрдости в вере.
Погибающий же человек пытается что-то делать, потом впадает в уныние от того, что у него ничего не получается, и решает лежать-валяться в своих грехах, думая, что исправиться невозможно. Но Господь сказал: «Невозможное человекам возможно Богу». Если человек старается, изо всех сил пытается карабкаться, идти к Богу, то Господь помогает ему, и такой человек спасается.
Сегодня, братья и сёстры, мы вспоминаем мученический подвиг святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Хотя Иоанн был во всём подобный нам человек, но он шёл не тем путём, которым идём мы с вами. Вся его жизнь — это путь вперёд и без оглядки ни влево, ни вправо, а тем более ни назад. Он шёл вперёд и смотрел только на Господа. Поэтому Спаситель сказал: «Нет большего человека, который бы родился на этой земле от женщины, чем Иоанн». Тем самым Господь подтвердил, что Иоанн — величайший из святых.
Он был исполнен Святого Духа, ещё будучи во чреве матери. Как мы знаем из Евангелия, когда Дева Мария пришла в горнюю страну к Своей родственнице Елизавете, матери Иоанна Крестителя, Иоанн, хотя ещё не был в состоянии осознавать, но по внушению Святого Духа взыграл во чреве матери, то есть начал радоваться и беспокоить свою мать Елизавету, которая также пророчески воскликнула и прославила Божию Матерь.
Затем, мы знаем, Ирод повелел умертвить всех младенцев двух лет и ниже. Под эту планку подпадал и Иоанн Креститель. Он был тогда спасён. Но всю свою жизнь от малых лет провёл в пустыне, в подвигах, молитве, питаясь только мёдом и акридами.
Нам не открыто в Евангелии, что он там переживал. Но косвенно мы знаем, что в пустыне Иоанн удостоился особых посещений Бога. Ведь когда он вышел на Иордан крестить, то, встретив Мессию, сказал, что Бог открыл ему: на Ком он увидит Духа Святого в виде голубя, Тот есть Мессия. Значит, Иоанн Креститель имел в пустыне непосредственное общение с Богом.
Казалось бы простой путь на земле праведника — утверждать истину, делать прямыми кривые сердца людей, подготавливая их к принятию Спасителя… Но это только кажется простым. На самом деле, стояние в истине как в наше время, так и в те времена — всегда сопряжено с определённой опасностью, с мужеством.
Иоанн Креститель был велик во всём. Мы с вами можем делать какие-то порывы, идя к Богу. А этот человек не погрешил и в малом. Когда царь Ирод Антипа незаконно женился на супруге своего брата Филиппа Иродиаде, Иоанн Креститель обличил царя в его грехе.
Услышав это слово, Ирод, может, и смирился бы и принял это слово, и даже раскаялся, — ведь, как мы знаем из Евангелия, он любил послушать слова Иоанна и многое из услышанного исполнял, — но Иродиада воспылала гневом, ненавистью к Иоанну и с того времени искала его смерти. По её наущению Ирод посадил Иоанна Крестителя за эти слова в темницу. По её же увещанию её дочь Соломия, угодив царю на пиру в честь его дня рождения чувственным танцем, так что он обещал дать ей всё, что она ни пожелает, просила принести главу Иоанна Крестителя.
Как вчера в песнопениях утрени мы слышали: лучше было бы Ироду солгать и получить спасение, чем исполнить своё слово и получить геенну огненную.
Участь Ирода, Иродиады и Соломии была страшна. Предание Церкви говорит нам, что царь сопредельного, Аравийского государства Арефа, отец первой жены Ирода, которую он бросил ради Иродиады, чтобы отомстить за обесчещенную дочь, пошёл войной на Ирода и разбил его войско. И римский император за все преступления Ирода и за то, что он не удержал своего царства, сослал его вместе с женой в Болгарию, где они бесславно и в безвестности, в мучениях совести умерли. А Соломия однажды шла по льду, провалилась в воду, и ей отсекло льдиной голову.
Часто бывает так, что чем человек согрешает, тем же он и наказывается. Это бывает и в таких страшных вещах, и в мелочах. Это мы знаем и из нашей жизни.
И ещё страшнее: в чём человек осуждает другого, тем наказывается сам. Господь так поступает не из строгости, а из любви к человеку — чтобы он смирился, осознал свой грех, раскаялся, больше не повторял своих грехов и спас свою душу.
Поэтому, братья и сёстры, взирая на подвиг святого Иоанна Крестителя, будем стараться поступать праведно не только в минуты вдохновения, но и во все дни и часы своей жизни, даже в малых вещах будем стараться быть верными слову Божьему, верными своему призванию христианина!
И тогда Господь, взирая на наш подвиг, несмотря на какие-то наши преткновения и падения, подаст нам руку помощи и поставит нас на Страшном Суде одесную Себя. Аминь.
Протоиерей Владислав Софийчук. 11 сентября 2020 г.