Проповедь. Неделя по Богоявлении. О покаянии (+АУДИО)

Покаяние благоразумного разбойника ввело его в райские обители, покаяние преподобной Марии Египетской возвело ее в равноангельское достоинство… Каково наше покаяние?

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное», — это первые слова, которые сказал святой Иоанн Креститель, выйдя на проповедь (Мф. 3:2). Ими же открыл Своё общественное служение Господь наш Иисус Христос (Мф. 4:17). Это говорит о чрезвычайной важности этих слов.

Что такое покаяние? Каким оно бывает и каким должно быть?

Можем вспомнить покаяние благоразумного разбойника, которое он принёс фактически в последние часы своей жизни, и свидетельство Господа: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23:43). Но это исключительный случай, произошедший в исключительный в истории человечества момент: Господь страдает на Кресте, и благоразумный разбойник сострадает Ему и просит, чтобы Спаситель помянул и его в Царствии Своём.

Мы можем вспомнить иное покаяние — покаяние преподобной Марии Египетской. Погрузившись в тину грехов, она проводила распутную жизнь, но промыслом Божьим однажды оказалась в Иерусалиме. Когда Мария хотела войти в храм, чтобы поклониться Животворящему Кресту Господню, сила Божия не допустила её внутрь. Мария осознала, почему, и глубоко раскаялась, попросив Божию Матерь быть споручницей её покаяния. Тогда Господь допустил её к святыне. Мария приложилась ко Кресту и совершенно изменила свою жизнь: она ушла за Иордан, оставив в прошлом мирскую жизнь.

Прожив в пустыне много-много лет, Мария совершено преобразилась, так что Зосима, который поведал нам о её житии, видя подвижницу, ужасался, так как не мог понять, кто перед ним — земной ангел или небесный человек. Её душа стремилась к небу, так что и тело не могло удержаться на земле — когда Мария молилась, то приподнималась над землёй. Ей было открыто будущее и прошлое, она знала, никогда не учившись ему, Священное Писание…

Это, наверное, вершина покаяния. И это пример покаяния для каждого христианина, но, к сожалению, мы не имеем той силы духа, а самое главное — той решимости, необходимые для того, чтобы отвернуться от греха и пойти по пути Божьему, которые имела подвижница.

Покаяние и исповедь — это одно и то же? Достаточно ли для покаяния только исповеди?

Если человек на исповеди формально перечисляет грехи, то очевидно, что этого недостаточно. Если же человек исповедует свои грехи с сокрушением сердечным, то это можно назвать покаянием. Но и это ещё не всё.

Для того, чтобы всецело понять, что такое покаяние, нужно осознать, что такое грех. Грех — жало, которое в момент совершения греха вонзается в душу и плоть человека. Оно изымается в таинстве Исповеди (исключительно в нём!). Но и после изъятия этого жала, все силы души человека — ум, воля и чувства — остаются отравленными греховным ядом.

Познав грех, его убийственную сладость, человеческая воля начинает склоняться к его повторному совершению, чувства сочувствуют греху, и ум помрачается. Человек становится пленником греха. И когда жало изымается, чтобы избавиться от этой отравленности грехом и исцелиться, человеку нужно принести плоды покаяния.

Ум очищается добрыми помыслами, чтением Священного Писания, молитвой, общением с духовными людьми, духовником. Чувства и воля очищаются, когда человек стремится делать противоположные греху вещи, противодействовать греху. Тогда чувства постепенно начинают обретать здоровые силы и сочувствуют уже противоположным греху, добрым действиям, которые совершает человек. Так же и воля укрепляется, и человек начинается двигаться туда, куда его влечёт очищенный ум.

Поэтому святой Иоанн Предтеча говорил идущим к нему креститься людям: «Сотворите же достойный плод покаяния» (Мф. 3:8).

Без плодов покаяния нет покаяния. Мы знаем, что покаяние — это изменение. Если нет изменения жизни, то нет и покаяния. Это настолько важно, что именно об этом в первую очередь говорил Господь, выйдя на проповедь: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное».

Мы каждый день просим Бога в молитвах, чтобы Он дал нам возможность прожить нашу жизнь в мире и покаянии. Этот труд над своей душой должен совершаться не только в дни Великого поста, но и ежедневно, потому что если человек не очистит свою душу от тех грехов и страстей, которые он приобрёл в своей греховной жизни, то он не сможет быть с Богом в Царстве Небесном.

Потому молясь Богу, слыша Его призыв к покаянию, будем неленостно трудиться, чтобы исцелиться от всех наших грехов. Аминь.

Протоиерей Владислав Софийчук. 24 января 2021 г.

Комментарии (0)

Сохранен как Проповеди

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *