Неделя о мытаре и фарисее. Проповедь (+АУДИО)

Два грешника молятся в храме. Молитва одного приятна Богу, молитва другого не угодна Ему…

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Мы постепенно приближаемся к Великому посту. В подготовительные недели накануне поста Святая Церковь обращает наше внимание на очень важные вещи. В прошлое воскресенье мы с вами слышали евангельский отрывок о Закхее. Мы говорили, что человеку, идущему к Богу, нужно преодолевать определённые препятствия и искушения от духов злобы, порой — приподниматься над толпой. И только лишь тот, кто, встречая препятствия, всё больше и больше обращает свой взор к Господу, сподобляется встречи с Богом.

Сегодняшняя евангельская притча о мытаре и фарисее тоже говорит нам о важных вещах, касающихся нашей духовной жизни.

В первую очередь — о грехе фарисейства.

Фарисейство — это болезнь, которая поражает человека, который уже давно пребывает в Церкви, знает, что такое молитвы и добродетели.

Любому человеку сложно бороться с грехом, он настолько сросся с нашей природой, что как бы стал нашей второй кожей, для того чтобы оторвать кожу греха от нашей природы, нужно приложить немалые усилия. И человеку легче казаться добродетельным, чем быть таковым. Но болезнь фарисейства — когда человек старается казаться, но в своей сущности не является добродетельным, — как всякий грех, отдаляет его от Бога.

***

Зашли два человека помолиться в храм. Два грешника. Один — фарисей, и другой — мытарь. Хотя фарисеи почитались людьми праведными, добродетельными, принадлежали к религиозной элите того времени, но мы видим, что творится в душе этого человека и как Бог оценивает его сердце.

Фарисей вошёл в храм, встал на центральное место и будто начал молиться Богу. Но его молитва — это не молитва, а самовосхваление: «Благодарю Тебя, Господи, что я не таков, как прочие люди — грабители, хищницы, прелюбодеи… — он обернулся и, увидев мытаря, продолжил: — …или как этот мытарь». И далее: «Благодарю Тебя, что я даю десятину, пощусь два раза в неделю …»

А что же мытарь? Мытарь стоял в самом дальнем углу храма и не смел поднять глаза к небу. Он молился совсем по-другому: «Боже, милостив буди мне грешнику!»

И заключает Господь эту притчу словами: «Сей мытарь вышел из храма более оправданным, чем этот фарисей. Ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится».

Молитва мытаря — это пример молитвы для нас. Это, по сути, Иисусова молитва: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Призывание имени Божия с покаянным чувством, с упованием на милость Божию — оружие  христианина. Именно с такими чувствами, а не превозносясь над другими или стараясь казаться кем-то пред людьми, мы всегда должны предстоять перед Богом и читать молитвы. Ведь Бог видит тайные сердечные движения человека и будет нас судить такими, какими мы есть на самом деле.

***

Мы живём в мире, где покаяния, к сожалению, всё меньше и меньше. В первые столетия христианства верующие искали, где бы поучиться ещё чему-то духовному, чего они не знали. В наши же времена грех и добродетель всё более и более смешиваются, и человек не знает, где право, а где лево, где добро, а где зло. Грех часто представляется нормой, чем-то, имеющим право на жизнь наравне с добродетелью. Далее он превозноситься в ранг добродетели. И те, кто не подчиняется этому, считаются в обществе грешниками.

Мы видим, как это происходит. Кто хочет узнать более подробно об этой технологии — она зовётся «Окно Овертона» — могут почитать о ней в интернете.

Поэтому нам, братья и сёстры, важно свидетельствовать в мире, на том месте, где Господь нас поставил, о том, что есть добро, а что есть зло. И не уходить от этого: если нас спрашивают или мы слышим о превознесённом в ранг добродетели грехе — говорить и свидетельствовать, называя зло злом. Потому что, не делая этого, мы и себя, и других лишаем надежды на покаяние. Ведь как человеку каяться, если граница между добром и злом размыта и он не знает, что есть грех, а что — добродетель?

Потому, братья и сёстры, будем молиться, чтобы Спаситель укрепил нас в стоянии в добре, сохранил от греха фарисейства и чтобы примером для нас были молитва мытаря, ревность Закхея и покаяние блудного сына. Пускай Господь укрепит нас на этом пути. Аминь.

Протоиерей Владислав Софийчук. 21 февраля 2021 г.

Комментарии (0)

Сохранен как Проповеди

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *