Класть или не класть подарки под подушку детям в день святого Николая?

Что общего между Санта Клаусом и святителем Николаем?

В сегодняшних реалиях между Санта Клаусом и святителем Николаем нет ничего общего, кроме созвучности имён. Санта Клаус — это мифический персонаж светского культа постхристианского общества потребления.

Этот культ паразитирует на христианских праздниках, выхолащивая их внутреннее содержание. Так Рождество Христово заменено на безликое Рождество, святитель Николай — на добродушного Санта Клауса, а праздник всех святых — на беснование под названием хеллоуин…

Главной целью культа потребления является невидимая борьба на духовном уровне, борьба против Христа и Евангелия.

Адепты культа потребления, празднуя Рождество, не пойдут в церковь, не вспомнят о воплотившемся Христе. Вместо этого они будут в тёплой семейной атмосфере радоваться зимнему празднику, милым рождественским песнопениям на английском языке и подаркам, принесённым чудаковатым Сантой.

Каким же образом почитание христианского святого Николая (в голландской транскрипции Санта Клауса) трансформировалось в современный рекламный образ Санты?

В 1823 году американский писатель Клемент Кларк Мур написал стихотворение «Визит святого Николая», в котором описал, как Санта Клаус в Рождественскую ночь летит по небу на санях, в которые запряжены восемь оленей, приземляется на крыше дома, спускается через дымоход в дом и раскладывает подарки в развешенные возле камина детские чулки. Затем также через дымоход покидает это жилище, спеша к другим послушным детям.

Произведение было переведено на многие языки и затем подхвачено «жрецами» культа потребления — рекламщиками.

Начиная с 1862 года карикатурист Томас Наст в течение 24 лет рисовал Санта Клауса для обложки популярного журнала «Harper’s Weekly».

Первая версия Санты носила чёрно-белое одеяние. Красную шубу сказочному дедушке подарил в 1885 г. издатель Луис Пранг. Он перенёс в Америку викторианскую традицию рождественских поздравительных открыток, выполненных в технике цветной литографии. Так Санта Клаус сменил чёрно-белые меха, в которые его нарядил Наст, на ярко-красную одежду.

Наконец, в 1930 г. компания «Coca-Cola» придумала хитрый рекламный трюк, чтобы об их продукции не забывали ни летом, ни зимой, — художник из Чикаго Хэддон Сандблом изобразил Санта Клауса в красно-белых цветах этой марки.

Вот так и родился современный образ Санта Клауса, где он изображается краснощёким великаном.

Таким образом, Санта стал неотъемлемой частью празднования Рождества по всему миру, выступая в роли толстого весёлого старичка, разносящего подарки детям. Обязательными атрибутами его внешнего вида являются белая борода, красная курточка, штаны и шапка с белой меховой оторочкой. Он разъезжает на запряжённых северными оленями санях, наполненных доверху подарками. Проникая в дома через дымоход, Санта оставляет подарки под ёлкой или в специальном носочке, но — только послушным детям.

Сегодня многие православные родители готовят детям в день Рождества Христова подарочки под ёлочку и в день святителя Николая — под подушку. Православные дети 2000-х воспитаны уже в этой традиции. И ничего плохого в этом нет, если только дети, получая подарки, будут радоваться именно Христу, а не лишь одним подарочкам, а также будут сами готовить духовное приношение к яслям Богомладенца в виде труда над своими недостатками (ленью, непослушанием и т. д).

Получая подарок под подушкой к празднику святителя Николая, православные дети вместе с родителями наверняка поспешат в храм на службу, а не на ту бездуховную клоунаду, которую в светских школах и детсадах обычно устраивают в этот день духовно безграмотные работники образования.

Православным педагогам в этот день нужно наполнять сценарии праздников христианским содержанием, избегая бездуховных, пустопорожних, а иногда и попросту пошлых песенок и стишков.

Именно такие праздники закладывают фундамент мировозрения, который будет определять путь наших детей как здесь на земле, так и в вечности.

Для того чтобы дети твёрдо стояли на ногах в духовной жизни, необходимо уже сейчас наполнять детские праздники глубоким духовным содержанием и христианским смыслом.

Протоиерей Владислав Софийчук

19 декабря 2021 г.

Комментарии (0)

Сохранен как Новости, Проповеди

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *