Неделя 28-я по Пятидесятнице. Исцеление десяти прокаженных

Протоиерей Владислав Софийчук

istselenie_prokajennyh

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Сегодня во время Литургии мы слышали Евангелие о том, как Господь наш Иисус Христос, проходя через пустынное место, увидел десять прокаженных, которым было из-за их болезни запрещено общаться с обычными людьми. Они собирались в группки и ожидали своей мучительной, страшной смерти. У них не было ни на что и ни на кого надежды — только лишь на чудо: человек, пока живет, надеется на самое необыкновенное чудо. И вот, они услышали о том, что есть Тот, Кто возвращает здоровье безнадежным.

Вдруг они увидели Его рядом проходящим. Конечно же, сердца этих людей взволновались, они с радостью и криками бросились к Нему. И Господь говорит им: «Пойдите, покажитесь священникам». Это было повеление Ветхого Завета: когда прокаженный становился здоровым, то священник должен был засвидетельствовать о его исцелении и о том, что этот человек может быть в обществе людей. Хотя такие случаи совершались только по чудесному благоволению Божьему, потому что мы знаем: обычно от этой страшной болезни человек мучительным образом, загнивая, умирал.

И вот, десять прокаженных по повелению Спасителя пошли (ещё не исцелившись, но поверили Ему). Наверное, проказа если и получала каким-то чудесным образом исцеление, то при этом проходил не один день, а может и не один месяц. А здесь по дороге люди вдруг увидели, что язвы их затянулись и они стали совершенно здоровыми.

И только лишь один вернулся для того, чтобы воздать благодарение Богу. И Господь, когда увидел его, с горечью сказал: «Не десять ли очистилось? А где девять?» И то пришедший был самарянином — презренным для иудеев человеком, который нарушил Закон и веру. Вероятно, остальные были иудеями, раз Господь особенно выделил его.

Почему другие не вернулись? Можем думать, говорить, что ведь Господь не сказал им: «Когда исцелитесь, обязательно придите и поблагодарите». Он сказал им: «Идите, покажитесь священникам, которые засвидетельствуют, что вы исцелились». И они, в общем-то, исполнили слово Божие.

Но ведь благодарность не требует указания, заповеди. Это естественное, заложенное в природу человека чувство. Если у человека нет благодарности, значит он в какой-то мере недоочеловечен.

Мы иногда несколько грубо, эмоционально говорим, когда видим явное проявление неблагодарности: «Какое свинство». Совершенно напрасно мы говорим эти слова, поскольку домашние животные по-своему, но обязательно выражают благодарность человеку за пищу, кров, ласку. Только лишь человек, который подвержен, испорчен грехом и страстями проявляет это совершено нечеловеческое чувство неблагодарности.

Благодарность — это мера человечности в человеке.

Девять иудеев не проявили человечности, благодарности по отношению к своему Благодетелю.

Благодарение — первая ступенька, первый шаг на пути к любви к Богу, любви к ближнему, любви к нашим благодетелям.

Мы с вами сейчас совершили Таинство Евхаристии. «Евхаристия» — греческое слово, которое переводится на наш язык как «благодарение». Это высшая, мистическая форма благодарения Богу за то, что Он совершил для нас. Ведь прощение даруется не просто так, но приобретено Богом дорогой ценой. Мы помним, как Он молился в Гефсимании, какое внутри Него было тяжелое борение, когда Господь непосредственно приступил к самому тяжелому в Своей земной жизни подвигу. Мы помним о Его крестных страданиях и смерти как человека, когда Он возопил: «Боже Мой, Боже Мой! Зачем Ты Меня оставил?»

Мы совершили благодарение по тому образу, который оставил нам Господь. Это Таинство вечности. Оно совершается здесь, на земле, и будет совершаться в вечности.

И мы с вами должны приходить в храм с благодарностью Богу, воспоминая во время Евхаристии крестные страдания, мы должны с благодарным сердцем подходить ко Причастию. Воздавая благодарение Господу за те великие благодеяния, за спасение наших душ.

Но также мы должны не забывать и о благодарении нашим ближним, нашим благодетелям, нашим родителям. Потому что так же, как мы не можем любить Бога, если не возлюбим ближнего, потому что ближнего мы видим, а Бог не видим для нас, мы не можем действительно научиться благодарению Богу, если не научимся благодарить наших ближних.

Задумаемся над этими словами, над Евангелием, которое мы сегодня слышали, и расширим свое сердце для того, чтобы воздать благодарение всем тем, кто является для нас благодетелями. Аминь.

Комментарии (0)

| 25.12.2014 · 14:15

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *