Проповедь. Обращение мытаря Закхея

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Сегодня, братья и сестры, мы с вами слышали евангельский рассказ о том, как Господь наш Иисус Христос вошел в город Иерихон. И в этом городе жил человек именем Закхей. Он был богатым, но занятие его было греховное. Закхей был мытарем, сборщиком податей. Больше того — не просто мытарем, а начальником над всеми мытарями Иерихона.

Слова «мытарь» и «грешник» в сознании иудеев того времени были синонимами, поскольку мытари собирали налоги для завоевателей-римлян, и, как правило, они были нечисты на руку. Их доход зависел от того, сколько они соберут налогов. И мытари, чтобы наполнить доходную казну, всеми правдами и неправдами иногда забирали у людей последнее.

Их не любили, но, как это нередко бывает и в наше время, в душе человека, который считается грешным, может быть та чистота или стремление к Богу, которого не имеем мы с вами, мнящии себя быть христианами, праведными… Лишь Господь видит сердце человека.

И, как говорит нам Священное Писание, этот человек (по-видимому, грешник, но всё же имеющий в своем сердце стремление к Богу) хотел видеть Иисуса. Ещё одна деталь открывается в Евангелии: он был невысокого роста. Закхей услышал о том, что Иисус, о Котором он много слышал, к Которому стремилось его сердце, вошел в его родной город. Он побежал к Нему навстречу, но из-за своего роста и множества людей, которые окружили Спасителя, он не мог увидеть лица Господа.

Mytar_Zakhey_derevo_3

И вот этот человек, находящийся высоко на социальной лестнице, не смотря на свое положение в обществе, забыв обо всем, в стремлении только видеть Иисуса бежит вперед всей процессии, окружавшей Его, и, как мальчишка, вылазит на дерево, ожидая, что когда Господь будет проходить мимо, он хотя бы увидит Его лицо.

Спаситель остановился возле дерева, посмотрел, умилился и, видя сердце этого человека, сказал: «Закхей, слезь с дерева. Сегодня Я буду у тебя дома».

Конечно, Закхей не мог думать и ожидать такого. Он с радостью спрыгнул с дерева, позвал своих друзей, накрыл стол. А друзья — кто? Друзья — грешники, такие, как он, мытари.

Евангелие говорит, Господь молчал во время всей трапезы. И вот Закхей встал и сказал: «Я половину своего имения продам и раздам нищим. А тем, кого я обидел, — а обидел он, по-видимому, многих, — вчетверо больше возвращу, чем я их обидел». Кто-то посчитал, что если он исполнит свое слово (а раз он сказал, нет сомнения, что исполнит), Закхей сам останется нищим. Но для него это уже не имело значения, поскольку он нашел Того, Кого, наверное, искал всю свою жизнь. Того,  Кого ищет сердце каждого человека.

Все мы хотим быть счастливы. А что такое счастье? Это мир с самим собой и с Богом. И как бы человек не искал счастья в этой жизни, он только лишь тогда почувствует себя счастливым, когда найдет Бога в своей жизни, свое дерево и, не смотря ни на какие общественные принципы, препятствия, он вылезет на это дерево, чтобы подняться над всем мирским, бытовым и увидеть лицо Господа. И только лишь тогда, возможно, наступит вот эта встреча.

Встреча с Господом наступает тогда, когда у человека происходят изменения в жизни. Закхей настолько изменился, что фактически отказался от своего имения, от того, что так ценится в этом мире и к чему он стремился всю жизнь.

Не от каждого требуется такая жертвенность. Не каждый имеет столь широкое сердце и сильный дух, чтобы сделать этот порыв реализованным в своей жизни. Но от каждого, кто встречается с Богом, требуется изменение жизни. Если нет изменения жизни (до встречи и после встречи с Богом) — значит, и не было этой встречи.

Мы можем ходить в храм, мы можем молиться многие годы, можем даже петь на клиросе или в алтаре служить, но если наша жизнь не изменилась, если мы и дальше продолжаем грешить, то мы не встретились в своей жизни с Богом и Господь не вошел в наше сердце.

Поэтому, братья и сестры, вот эта евангельская история, которая произошла в городе Иерихоне, пускай будет уроком для нас с вами, чтобы и мы задумались, счастливы ли мы в жизни, чем мы живем в нашей жизни, встретили ли мы Бога. Аминь.

Протоиерей Владислав Софийчук

Комментарии (0)

Сохранен как Проповеди

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *