Проповедь. Притча о мытаре и фарисее

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Те короткие евангельские поучения-притчи, которые мы слышим во время Литургии, просты, понятны и актуальны для нашего времени и всех времен.

Mytar_i_farisey

Сегодня одна из этих притч была предложена во время евангельского чтения — притча о мытаре и фарисее.

Два человека зашли в церковь помолиться. Фарисей, представитель религиозной элиты, элиты общества, встал в самом центральном месте храма и начал молиться. Но его молитва была скорее самовосхвалением. «Благодарю Тебя, Господи, за то, что я имею возможность давать десятину, пощусь два раза в неделю, что я не такой, как прочие люди — хищницы, прелюбодеи — или как, — обернулся и увидел мытаря, — этот мытарь». Мытарь, презренный обществом человек, который собирал налоги для завоевателей, римлян, встал в самом дальнем углу храма, не смея поднять очи к небу, бил себя в грудь и молился только одной молитвой (молитвой мытаря): «Боже, милостив буди мне, грешному».

И Господь заключает эту притчу словами: «Сей (мытарь) вышел из храма более оправданным, чем тот (фарисей)».

Что такое фарисейство? Слово «фарисейство» стало уже нарицательным в нашем лексиконе. Это гремучая смесь превозношения над другими людьми, сребролюбия, любоначалия (то есть желания начальствовать) и многого другого. Всё это замешано на гордыне, сатанинском качестве, которое изначально является причиной всех бед во вселенной.

Фарисейство присуще многим людям. Если мы покопаемся в своей душе, то и в себе найдем фарисейство. В чем отличительное свойство фарисейства? Фарисей старается не быть тем, кем он себя представляет перед людьми, а казаться добрым, добродетельным, причем не только перед людьми, но и перед Богом. Фарисей в душе самому себе не признается тем, кем он есть на самом деле.

Но Господу, видящему тайны сердца человека, неприятна молитва фарисея.

Мы с вами, конечно же, стремимся быть лучше, и никто из нас не хочет показаться перед людьми в неприглядном свете. Но есть разница между быть и казаться. Фарисей — это тот, кто старается показаться лучше, чем он есть на самом деле. А христианин — это тот, кто старается быть лучше, чем он есть.

Конечно, не нужно выставлять на показ свои недостатки, страсти, грехи, нужно стараться справляться со своими страстями и грехами. И не нужно выставлять на показ перед людьми личину благочестия, тем более, если у нас нет этого благочестия.

Притча, которую мы сегодня слышали, содержит пример молитвы, которой ожидает от нас Господь. С одной стороны мы видим молитву фарисея, с другой — молитву мытаря.

Ещё в Ветхом Завете святой пророк Давид молился: «Сердце чисто созижди во мне, и дух прав обнови во утробе моей». Вот эта молитва и это состояние души приятны Богу. Когда человек стремится очистить свое сердце и просит об этом Господа, а не восхваляется перед Богом своими мнимыми заслугами. К таким молитве и сердечному устроению должен стремиться христианин.

Мы с вами, слушая вновь и вновь эту притчу, должны каждый раз задумываться о том, что гордыня ставит преграду между человеком и Богом. Господь в Евангелии нам говорит: «Научитесь у Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим». Это благословение, которое нам дает Господь, является ключом блага, мира, спокойствия человека на земле. Все ищут счастья, спокойствия и блага, но мало кто слышит эти слова Господа.

Наша человеческая природа настолько изъедена грехом гордыни, что всячески противится воспринять жизнью эти слова. А когда человек своей жизнью воспримет эти слова и постарается их воплотить, то есть жить в кротости и смирении, только лишь тогда человек найдет мир.

Кротость и смирение — значит: там, где мы видим противодействие, — отойти в сторону, дать место другому человеку; не превозноситься над другим. И это не значит, что смиренный будет отторгнут на периферию жизни, потому что когда человек (это доказывает опыт жизни, и каждый может проверить на своем личном опыте) смиряется, то дает место Богу в своей жизни, судьбе. Когда Бог начинает действовать в нашей жизни, тогда Он возносит такого человека на вершину.

Гордым Бог противится, говорит нам Священное Писание, а смиренным дает благодать. Когда человек исполнится благодати, тогда он найдет себя в этой жизни, свое место в жизни. Только лишь тогда, когда человек избавится от сатанинской болезни, которой поражена наша душа — гордыни, — он обретет мир, радость и благодать от Бога. Аминь.

Протоиерей Владислав Софийчук

Оставить комментарий

| 12.02.2017 · 21:32

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *