Проповедь. Притча о блудном сыне

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Притча, которую мы сегодня слышали во время чтения Евангелия, которую рассказал нам Господь Иисус Христос, – притча о блудном сыне – говорит нам о грехе и покаянии, о нашем взаимоотношении с Богом, при чем каждого человека. Каждый из нас находится в тот или иной период своей жизни в роли блудного сына из этой притчи.

В этой притче у отца была два сына. Младший, по-видимому любимый, попросил у отца отделить ему часть имения, чтобы он сам мог им распоряжаться. Конечно, обидно родителю слышать такие слова, это все равно что ему сказал сын: «Мне некогда ждать, пока ты умрешь и я смогу распорядиться положенной мне частью имения», – или: «Ты уже слишком долго живешь на земле. Дай мне положенную мне часть твоего имения». Несмотря на эти жестокие слова, отец, любящий своего сына, смотрит на него как на неразумного ребенка и исполняет просьбу: отделяет часть имения, и этот молодой человек удаляется в далекую страну. Он не пожелал находиться в отчем доме (поскольку если бы он находился в отчем доме со своим богатством, ему бы пришлось прислушиваться к советам отца), решил, что сам в состоянии правильно распорядиться тем, что получил. Он и удалился в далекую страну, где, естественно, очень быстро промотал все полученные богатства, при чем в греховных мероприятиях.

Это говорит о том, что человек, когда он хочет пользоваться только сиюминутными благами, которые дает нам Господь, неминуемо попадает в плен. Этот человек хотел быть свободным. Такое модное сегодня слово – «свобода», но мы знаем, что свобода и вседозволенность – это разные вещи. Свобода без Бога – это есть плен страстям, пленение дьяволу, что мы ясно видим и из этой притчи-вразумления, которую рассказывает Господь нам с вами.

Свобода для человека может быть только в Боге. Когда человек живет по заповедям Божиим, тогда он становится воистину свободным, поскольку Господь создал человека для свободы. Свобода – одно из самых сущностных качеств человека, при чем из тех, которые роднят человека с Богом. В Библии мы читаем, что Господь создал человека по образу Своему и по подобию. И вот эти подобие и образ, которые роднят нас с Богом, – одно из сущностных качеств, наша совершенная свобода. Мы свободны до такой степени, что даже можем сказать такое страшное слово «нет» Богу. Вот это настоящая свобода, когда Господь не принуждает человека ни к чему. А когда человек уходит от Бога, неминуемо попадает в рабство своим страстям и дьяволу.

Это извечное, ещё райское искушение: «Будете как бозе». Мы и так созданы как боги! Мы созданы для того, чтобы быть главными богами, но богами сотворенными. Господь ничем не ограничил нас.

Наше наследство находится в небесной области. Когда человек забывает о ней и хочет получить здесь, на земле, всё и сразу, он уподобляется вот этому неразумному младшему сыну из притчи. Потому что тогда он те великие блага – дар жизни, дар свободы, здоровья – и всё, что мы имеем, как бы продает и исстрачивает вместе с темными духами, блудницами, как этот блудный сын. В конце концов это приводит к тому, к чему привело этого несчастного молодого человека.

Какая жалкая картина: он в этой притче сидит за одним столом со свиньями и питается их пищей. Это неминуемый путь человека, который уходит от Бога. Сколько бы не имел человек материальных богатств и богатств, которые не измеряются материальными мерками (здоровье, образование и прочее), чем он не обладал: если он потерял Бога – он всё потерял в этом мире. И в конце концов человек скатывается до такой свиноподобной жизни.

Господь, говоря нам: «Не мечите бисер перед свиньями», – не оскорбляет людей, которые уподобляются вот этому свиноподобному способу жизни. Он подчеркивает, что человек без Бога утрачивает великий образ Божий, которым наделил нас Господь, и неминуемо оказывается в этом ужасном и страшном состоянии.

И мы видим, как начинается путь возвращения человека к Богу. Первое, что  происходит с этим молодым человеком: он приходит в себя. Человек, живущий в грехе, находится вне себя. Это мы можем и на себе проследить: когда мы одержимы страстью какой-то, – или на ком-то другом: когда мы видим человека, одержимого страстью. Человек утрачивает человеческий образ, становится звероподобным или демоноподобным. И лишь только когда человек приходит в себя, он может обрести тот образ, которым наделил нас Господь.

Блудный сын, придя в себя, вспомнил об отчем доме, что в его отчем доме наемники избыточествуют хлебом, у них всё есть. А он, сын, находится в бедственном положении. Молодой человек уже осознает, что он не может называться сыном.

Когда человек приходит к покаянию, у него открываются глаза на свое положение. Вот почему, когда человек только приходит в первый раз на исповедь, он зачастую не знает, в чем каяться. Он говорит: «Не убивал, не крал. В общем-то, живу, как все», – успокаивая свою совесть. И чем ближе человек к Богу, тем ужаснее  в его самого глазах его состояние. Человек может увидеть своё сердце, свою душу только тогда, когда он озарит её Божественным светом.

И вот когда Божественный свет озарил сердце блудного сына из притчи, тот ужаснулся и понял, что больше не может называться сыном своего отца. С этого момента начинается путь его возвращения в отчий дом. Он решил, что пойдет и устроится в наемники к своему отцу. Он то бежит, то медлит. И, приближаясь к дому, идет со страхом, скорее всего, не твердой, медленной поступью. А отец его, услышав о том, что идет сын, со всех ног бежит к нему навстречу. Бежит потому, что любовь способна простить, принять (те, у кого есть дети, знают это чувство!), в каком бы состоянии, какой бы беде сын или дочь не находились, или какую бы обиду дети не нанесли своим родителям. Потому что это чувство называется любовью.

Он не дал своему сыну, падшему на грудь отцу, открыть уста. Обнял его – пропахнувшего свиньями, но родного и близкого – и сказал своим слугам: «Принесите ему одежду, дайте ему перстень» (на котором, наверное, напечатано имя, дающее сыну право быть в этом доме). После этого отец с радостью ввел вернувшегося сына в свой дом.

Далее мы слышим о втором сыне. Под образом старшего сына мы видим праведника, который трудится. Кстати, многие из нас могут в нем признать себя, – те, кто многие годы ходит в храм, вроде бы исполняет всё, что положено, но с презрением смотрит на тех, кто только-только пришел в храм. Мне не редко приходилось слышать такие фарисейские речи, что вот «власть придержащие» «фарисейски» стоят со свечами у алтаря, у икон. Или же: те, кто вчера были секретарями парткомов, обкомов, сегодня являются так истово верующими людьми. Но мы не знаем сердца этих людей. Только, может быть, изредка, священник может проникнуть в сердце кого-нибудь из них и действительно увидеть его глубину покаяния.

Когда мы превозносимся над другими людьми (некогда далекими от Церкви, а сегодня вшедшими в нашу семью) и так судим о них, мы уподобляемся этому старшему сыну, который не пожелал войти и разделить радость своих отца и брата. Он сказал отцу: «Я всю жизнь тебе тружусь, а ты не дал мне с друзьями и козленка заколоть и разделить на трапезе. А твоему сыну, который промотал всё твоё имущество, заколол ягненка и устраиваешь такой пир». И ответ отца – опять с любовью: ему мил и родной и тот, и другой сын. Он сказал: «Сколько ты живешь со мной, всё, что моё, – оно является и твоим».

Так и нас с вами, братья и сёстры, Господь не делит: когда бы человек не пришел в храм – или в начале своей жизни, или на склоне лет (помним это по притче нанятых в 11-м часу, которые получили такие же награды, что и те, кто с утра начал трудиться), – так и мы с вами. Главное – прийти и остаться у Бога, остаться и трудиться в Церкви. Тогда Господь дарует каждому столько, сколько человек может вместить.

Вот эта притча рассказывается каждый раз перед началом Великого поста, чтобы мы с вами, братья и сестры, правильно воспринимали Великий пост. Великий пост – это не диета с целью похудения и поправки своего здоровья, хотя если человек проводит сдержанный образ жизни, то и здоровье Господь дарует.

Великий пост – это прежде всего путь возвращения в Небесное отечество, к Небесному Отцу. И давайте будем правильно относиться к себе самим, видя себя в свете Божественного Евангелия, к нашим ближним. Будем правильно относиться к тому пути, начало которого уже совсем близко, а окончание – великий светлый радостный праздник Воскресения Христова. Аминь.

Протоиерей Владислав Софийчук

Комментарии (0)

Сохранен как Проповеди

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *