Проповедь на Вход Господень в Иерусалим

С Праздником, братья и сестры!

Бывают праздники разные. Сегодняшний — один из самых трагических в церковном году.

Когда Господь наш Иисус Христос воскресил Лазаря, весть об этом облетела Иерусалим и его окрестности. Ведь четырехдневный мертвец сам по слову Спасителя вышел из гроба (пещеры, подобной тем, в которых евреи погребали умерших) и продолжает жить полноценной человеческой жизнью, общается с другими, вкушает пищу… Это, конечно, не могло не поразить сознание людей.

И вот, на следующий день Господь вместе с учениками торжественно восходит в город Иерусалим. Люди встречают Его, как победителя, постилая перед Ним свои одежды, срезая ветви деревьев и восклицая: «Осанна в вышних! Благословен Грядый во Имя Господне!»

Но у Господа, видевшего всё это, — слезы на глазах и скорбь в сердце об этом овеянном небесной славой Святом Граде и его жителях. И Он говорит: «Иерусалим, Иерусалим! Сколько раз Я хотел собрать тебя, как птица собирает своих птенцов. И вы не захотели. Се, оставляется дом ваш пуст» (Мф. 23:37-39). Такие страшные слова, страшный приговор произносит Господь над Иерусалимом. Почему? Потому что между их видением Мессии и реальностью лежала огромная пропасть человеческой страсти жадности, желания власти. Евреи хотели властвовать над всем миром. И Господь принес власть над миром, но она начинается с власти над своим сердцем, очищением его. Когда человек приобретает победу над самим собой, он побеждает весь мир. Победа эта совершается в любви к Богу и к ближним.

Господь пришел на землю, вошел в Иерусалим для того, чтобы победить смерть. С чьей смертью Он вступает в противоборство? — Со смертью каждого из нас. Ведь все мы как потомки Адама носим в себе жало смерти. Проходят наши дни, и мы умираем. Но более страшна смерть, ставшая причиной биологической смерти. Это смерть как факт потери человеком связи с Богом. Последствия его — и биологическая смерть, и сошествие души человека в ад. С этой вечной смертью пришел сразиться, чтобы освободить нас от её власти, Спаситель.

Мы знаем, что момент, когда человек умирает, — это лишь начало смерти. Там, за гробом, до пришествия в мир Спасителя каждая душа снисходила в темные места, где томилась страшными муками, но, всё же имея надежду на пришествие Мессии. Тех, кто праведно жил и ожидал Его, Господь по Своем Воскресении вывел из уз ада.

Мы живем в иное время — время, когда уже всё совершилось, Господь победил смерть. И мы живем и спасаемся верой в уже пришедшего в мир Спасителя. Наша вера должна выражаться в нашей жизни, в делах, отношении к Богу и к ближнему.

Господь идет в Иерусалим и видит совершенное непонимание того, к чему Он готовил избранный народ на протяжении многих столетий. В их глазах — лишь желание того, чтобы Он взял в руки меч, возглавил восстание и установил мировое владычество под водительством израильтян. Но Господь готовил их к совсем иному, и потому сейчас говорит: «Се, оставляется вам дом ваш пуст», — потому что ничто земное не может наполнить сердце человека. Оно — настолько глубокая бездна, что наполнить и исполнить радостью его может только живой Бог. И вот Он, обещанный, многими предвещенный многими пророками, входит к ним, но иудеи совсем неправильно воспринимают Мессию. В этом трагизм сегодняшнего праздника.

Этот праздник предваряет Страстную седмицу. Исторически после входа Господня в Иерусалим начинаются страшные события, которые мы будем воспоминать изо дня в день на протяжении следующей недели, начиная с понедельника и по субботу.

Господь Иисус Христос восходит на Свои страдания, чтобы Своей смертью избавить нас от вечной смерти. И сегодняшний праздник обращен к каждому из нас, так как выбор между соблазном и заповедью Божьей мы с вами совершаем каждый день. Иногда это обостренно, ясно и совершенно очевидно, иногда это скрыто и мы лишь со временем понимаем смысл происходящих в нашей жизни событий.

Этот праздник ставит перед нами множество вопросов. Как мы поступаем в нашей жизни? Будем ли мы верны Богу тогда, когда все сегодня будут кричать «Осанна», а завтра — «Распни, распни Его!»? В криках «осанна» в день входа в Иерусалим Господь уже слышал эхо «распни, распни Его!» — так изменчиво мнение людей. Человек на протяжении жизни оказывается в разных ситуациях, и от того, какой он делает выбор, зависит, на чьей стороне он в конце концов окажется. Поэтому, радуясь победе Господа над смертью, будем в то же время помнить, что сегодняшний праздник — праздник трагический.

И постараемся трезво смотреть на те обстоятельства жизни, которые происходят вокруг нас. Главное — слышать то, к чему призывает нас Господь. А Он призывает нас видеть в каждом человеке образ Божий, не гневаться, не отвечать злом на зло. Господь призывает нас к тому, чтобы мы были достойными сынами Отца Небесного, чтобы свет, который мы должны нести в этот мир, был отблеском небесного света, который Спаситель пришел принести на землю. Аминь.

Протоиерей Владислав Софийчук. 9 апреля 2017 г.

Комментарии (0)

Сохранен как Проповеди

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *