Проповедь. Исцеление гадаринского бесноватого

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сегодня, братья и сестры, во время Литургии мы слышали евангельский рассказ об исцелении Господом нашим Иисусом Христом гадаринского бесноватого (Лк. 8:26-39).

Этот рассказ показывает нам, насколько сильна бывает в этом мире бесовская сила и насколько она немощна и жалка пред лицом Бога, благодати Божьей, тех, кто с Богом.

Господь приблизился к Гадарину и встретился с некогда жителем этого города, а ныне извергнутым обществом человеком, который наводил ужас на всех живущих в этой окрестности. Он наводил ужас своим состоянием, поскольку ходил совершенно без одежды, он был бесноватым — бросался на людей. Его связывали цепями, но он разрывал их.

Местом его жилища были гробы. В случае лишь прикосновения к мёртвецу человек считался в Ветхом Завете осквернённым и на определённый период нечистым (Числ. 19:11), а этот бесноватый жил в гробах — можете себе представить, насколько омерзителен, страшен и ужасен он был для других людей!

И вот, идёт Господь, кроток и смирен, а навстречу Ему — это ужасное чудовище. Все замерли, оцепенели от ужаса: что же будет дальше?! И тут этот страшный человек начинает скулить перед Спасителем, говоря: «Иисусе, Сыне Давидов, Ты прежде времени пришёл мучить нас». Бесы действительно ощущают мучения, когда соприкасаются с благодатью Божией. Соприкасаясь с добром, зло ощущает страдания, боль, потому оно так яростно и воюет против добра и тех, кто старается творить добро.

Господь ему говорит: «Как имя тебе?» — «Легион». Это не имя собственное, это числительное, обозначающее, что в этом человеке находились тысячи тысяч бесов.

Далее бесноватый начинает скулить: «Не отправляй нас в бездну. Позволь нам вселиться в стадо свиней». А рядом паслось стадо свиней, которое было собственностью жителей Гадарина. Надо заметить, что в Ветхом Завете иудеям запрещалось не только вкушать свинину, но и держать свиней на израильской земле. Этот закон иудеи обязаны соблюдать и по сей день, но… Мы совсем недавно с нашей паломнической группой были на Святой Земле, и нам рассказывали, что в Израиле есть кибуцы (это такие колхозы), в которых, несмотря на запрет, выращивают свиней. Но, чтобы эти животные не ходили по израильской земле, построены деревянные помосты, и свиньи живут не на земле, а на этих помостах. Вот пример фарисейства, столь живучего не только в этом народе — не будем их осуждать, — но и в нас с вами.

Господь говорит: «Берегитесь закваски фарисейской» (Мф. 16:5). Мы с вами тоже во многом фарисеи. Знаем, что что-то делать нельзя, но в нашем сознании понимание этого как-то примиряется, изворачивается… мы ищем какую-то такую формулу, чтобы, вроде бы, и не нарушить букву, но по сути нарушаем закон Божий.

Так поступали и эти иудеи. И Господь показывает им, что они поступают неправильно: позволяет бесам вселиться в это стадо. И тут же свиное стадо сверглось с крутизны (город Гадарин находился на возвышенности) в Галилейское море и потонуло.

Господь этим также показал, к чему стремятся бесы. То, что они бессловесных животных, получив над ними власть, сразу же уничтожили, говорит о том, что их состояние — это крушить. Уничтожать, вредить, убивать, причинять зло. И только лишь благодать, сила Божия удерживает их от того, чтобы вредить так же сильно человеку.

Люди не свиньи. Это прекрасно понимают темные духи, и на протяжении всей истории воюют против человека более тонко. И нам нужно быть очень внимательными, духовно чуткими, чтобы увидеть это бесовское воздействие на нашу душу. Потому что цель бесов — это погубить душу человека. Через различные искушения, предложения они стараются уничтожить человека. Поэтому наша задача в нашей духовной жизни — различать воздействия на нас бесов и не поддаваться этим воздействиям.

Совсем недавно наши дети и мы ощутили, сколь изворотливы и действенны бесы в нашем обществе. Совершенно чуждый «праздник» Хэллоуин — это, по сути, беснование, навязываемое и нашим детям, и всем нам: стоит зайти в торговый центр или кафе — везде антураж этого с позволения сказать праздника. А те, кто наряжается в нечистых существ (что предполагается в рамках отмечания этого «праздника») и устраивает эти бесовские радения, предают свою душу прямому воздействию бесов. А когда бес получает, даже в игровой форме, власть над человеком, то затем человеку очень сложно избавиться от бесовского воздействия. И отсюда — неосознаваемые детьми и взрослыми, которые принимали участие в этих радениях бесовских, страхи. Отсюда — прямые бесовские воздействия на наших детей и нас, если мы к этому причастны.

Не только дети в этом участвуют. Эти беззакония совершаются в нашей боголюбивой и Богом хранимой стране с нашего молчаливого согласия. Это же не наш праздник. Он чужд нам. На внутреннем, духовном уровне мы его никогда не принимали и никогда не примем. Но какой-то непонятной силой наших учителей, которые должны нести детям вечное, доброе, светлое, заставили нести это бесовское, страшное.

И нам с вами, христианам, нехорошо молчать и отойти в сторону. Мы должны защищать наших детей, потому что они находятся до совершеннолетия под нашей ответственностью, они не понимают опасности и не могут себя защитить. Наше слово должно прозвучать — в школе, в тех местах, где происходят эти беззакония, и оно должно быть веским. Мы должны не молчать, но хотя бы засвидетельствовать о том, что это делается неправильно. Если каждый будет на своём месте противодействовать этому, то, я думаю, это беззаконие, которое непонятно кто уже многие годы пытается внедрить в нашу жизнь, внедрять дальше будет гораздо-гораздо сложнее.

Свиное стадо вверглось в пучину морскую и погибло. Об этом быстро сообщили жителям. Гадаринцы пришли и увидели бывшего бесноватого одетым, в здравом, как говорит Евангелие, уме, с осмысленным взглядом. Когда же человек беснуется, мы знаем, он имеет неосмысленный вид. Они также увидели, что их материальное достояние — стадо — погибло и сказали Иисус Христу такие слова: «Отойди от нас».

Это почти те же слова, которые сказал и апостол Пётр, когда узнал в Иисусе Сына Божьего. Но он вложил в них совершенно иной смысл. Апостол сказал их, потому что ужаснулся. «Я человек грешный, отойди от меня, Господи!» — сказал он. А эти люди, встретившись лицом к лицу с Истиной, поняли, что им теперь нужно или идти за ней, изменить свою жизнь и следовать по пути, который указывает Господь, или же отвернуться от Него и уйти в сторону. Они выбрали второе.

Господь уважает свободу воли человека, Он никого не заставляет идти в Царство Небесное. Бог создал человека по образу и подобию Своему, и у каждого из нас — совершенная, богоподобная свобода воли. И Спаситель лишь говорит: «Я стою у дверей сердца вашего и стучу. Кто откроет двери, к тому мы с Отцом Моим войдём и вечерю в этом сердце сотворим» (смотр. Откр. 3:20). Человек, по замыслу Божьему, — храм Божий. Бог есть дух, и, если человек чист и принимает Бога, то Дух Божий живёт в человеке, человек становится храмом Божьим.

Гадаринцы выбрали иное — дух бесовский, и отвернулись от Бога. И Господь, уважая их свободу, сел в лодку и отправился на другую сторону Галилейского моря. Но Спаситель дал им возможность исправиться. Когда бывший бесноватый захотел идти за ним, Господь остановил его и сказал: «Иди в город свой и расскажи, что́ сотворил тебе Бог». Исцелённый пошёл и проповедовал в Гадарине. Потому, пока человек живёт, Господь всегда даёт ему надежду, оставляет путь для покаяния. Пока человек жив, нельзя говорить, спасся он или погиб. Самый главный экзамен — это смерть. «В чем застану, — говорит Господь, — в том и сужу».

Поэтому не будем судить этих людей, мы не знаем, каким было состояние их душ, когда они перешли в вечность. Но это евангельское чтение заставляет нас задуматься о многом. О том, как мы относимся к нашей жизни, к тем бесовским воздействиям, которые встречаем на каждом шагу, что мы делаем, чтобы идти, встретившись с Истиной, к Жизни Господь сказал: «Я есть Путь, и Истина, и Жизнь» (Ин. 14:6). Другого пути и другой жизни нет, кроме Христа. Так что, братья и сёстры, мы сегодня слышали важные евангельские слова. Постараемся читать Евангелие ежедневно, чтобы нам исполняться правды Божьей. Аминь.

Протоиерей Владислав Софийчук. 10 ноября 2019 г.

Оставить комментарий

Сохранен как Проповеди

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *