Проповедь. Исцеление десяти прокаженных

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Наверное, каждый из нас, братья и сёстры, в своей жизни переживал такое неприятное чувство, когда люди являли нам неблагодарность за наши благодеяния, нашу поддержку, добрые слова…

Сегодняшнее Евангельское чтение как раз о благодарности, о том, насколько важна эта добродетель не только для христианина, но и для каждого человека.

О неблагодарном человеке мы (может, не все) обычно говорим: «Неблагодарный как свинья». Грубо, конечно. Но: человеку свойственно благодарить. Если человек действительно человек, то он испытывает благодарность к сотворившему ему добро. И тем более человек должен быть благодарен Богу за то, что Он дал нам жизнь, здоровье, родителей, за то, что Господь непрестанно дарует нам блага Свои.

Мы можем оценить эти блага только тогда, когда начинаем их терять. Это касается и здоровья, и земных благ… Например, когда мы дышим, мы не задумываемся, как мы это делаем. Но если у кого-то начинаются проблемы с дыханием, тот понимает, насколько это великое благо — дышать. Так же можно сказать и о любом другом благе, которым нас наделил Господь.

Прокажённые — это люди, которые были обречены на медленное мучительное умирание (они заживо сгнивали). Поскольку эта болезнь была необычайно заразной, прокажённых изгоняли за пределы населённых пунктов, и они собирались группками в пустынных местах и ожидали своего страшного конца.

Но вот пронёсся слух, что есть Человек, Учитель, Который может исцелить от любой болезни. Эти десять прокажённых, наверное, искали Его. И вот — чудо! — Он рядом!

Можем представить себе, с каким рвением они устремились к Господу, вопия: «Иисусе, Сыне Давидов, помилуй нас!» И Спаситель говорит им: «Пойдите покажитесь священникам».

Ветхозаветный закон повелевал человеку в случае, если он вдруг исцелился от проказы (мало ли — может, и ошибка произошла), пойти показаться священнику. Священник имел полномочия осмотреть его и констатировать перед обществом факт, что этот человек здоров.

Господь дал прокажённым пространство для веры. Когда они шли к священникам, ещё не были исцелены. То есть им, прокажённым, изуродованным гнойными струпьями, нужно было вернуться в стан людей, найти священника и по вере получить исцеление.

И вот, десять прокажённых со страхом пошли по дороге. И тут произошло чудо — от такой болезни человек естественным путём не исцеляется в один момент, но они на пути заметили, что все струпья вдруг отпали и кожа стала чистой.

Конечно — радость, ликование! Они побежали и исполнили то, что им сказал сделать Господь. Потом, наверное, устремились к своим родным и близким, к которым их сердце прилепилось ещё от юности.

И только лишь один из них не дошёл до города и вернулся, чтобы поблагодарить своего Благодетеля, своего Спасителя.

Господь взглянул на него и с горечью сказал: «Не десять ли очистились? Где же девять? Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?» (Лк. 17:17-18). Спаситель подчёркивает, что это был иноплеменник, самарянин. Очевидно, что остальные были иудеями.

Самаряне были презираемы иудеями, поскольку между иудеями и самарянами была многолетняя вражда, начавшаяся с периода Вавилонского пленения. Тогда евреев увели в плен, а самаряне остались в Израильских землях и смешались здесь с языческими народами. Потому вера самарян и их Священное Писание были несколько повреждены, из-за этого иудеи не пускали их в свой храм, и те построили свой храм на другой горе — горе Гаризим, Но сердце самарян было чистое.

Аналогии с той ситуацией иногда просматриваются и в наше время. Например, мы видим протестантов, у которых повреждена вера, у них нет храмов, нет благодати… Но иногда они являют большую любовь, чем мы, православные. В укор нам. Как самаряне поступали в укор иудеям, которые сохранили в чистоте веру и к которым пришёл Мессия, но которые иногда поступали по-фарисейски. Так и мы с вами иногда поступаем. Здесь есть, над чем задуматься.

И вот один из презренных иудеями самарян оказался более достойным, благодарным, перед Богом, чем иудеи.

Мы, как люди, должны быть благодарны — Богу, благодетелям, которые оказывают нам милость. Наверное, благодарение — самое высокое качество, которое человек может явить Богу и ближнему. Ведь Евхаристия, которую мы сейчас совершили (само слово переводится с греческого как «благодарение»), — это мистическое благодарение Богу за то, что Он совершил для нас.

Ведь не бывает милости без жертвы. Для того, чтобы оказать милость другому, нужно самому чем-то пожертвовать: например, если материальную милость оказываем — отделяем что-то своё, своей семьи — пусть, может, и от избытка, но отделяем и отдаём другому человеку.

И Господь, чтобы оказать нам милость — чтобы избавить от нас от дьявола и вечной смерти (ведь все праведники до прихода в мир Спасителя снисходили в ад вместе с грешниками), — взошёл на Крест и принёс Жертву.

Так что будем помнить о наших благодетелях, а наиболее — о нашем Великом Благодетеле, Господе нашем Иисусе Христе, Который избавил нас от всех этих напастей. И будем помнить и тех, кто, может, и небольшой своей частью благотворит нас в этой жизни. Пускай Господь дарует нам силы, понимание, разумение приносить благодарность ближним, дальним и Господу нашему. Аминь.

Протоиерей Владислав Софийчук. 22 декабря 2019 г.

Комментарии (0)

Сохранен как Проповеди

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *