Проповедь. Неделя о Страшном Суде

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Господь наш Иисус Христос даровал каждому из нас свободу воли, дабы мы определились, кто мы, каковы мы в своей сущности и что нам ближе.

Нам только кажется, что мир несправедлив, что очень часто торжествует зло. На самом деле выше всего в этом мире справедливость.

Сегодня мы слышали евангельское чтение, которое называется «О Страшном Суде». В нём говорится о том, что в истории человечества наступит момент (это будет последний день нашего мира как того мира, который мы видим и знаем), когда, как говорится в Священному Писании, ангелы вострубят и явится на небе знамение Сына Человеческого (конечно же, это будет знамение Креста Господня), и Сам Сын Человеческий явится таким же образом, каким Он возносился на небо (Деян. 1:4-11).

И тогда воскреснут все, кто когда-либо жил на земле, на Суд Божий. И мы воскреснем — хотим мы этого или не хотим. Этот Суд называется Страшным, потому что это последний, окончательный, неизменяемый суд Божий.

Мы знаем, что нас ожидает по справедливости. Но для нас есть утешение — в Священном Писании сказано: «Суд без милости не оказавшему милости» (Иак. 2:13). Это открывает нам дверь милосердия Божьего.

Из истории христианства мы знаем различные пути в Царство Небесное. Мученики взошли на эту духовную высоту, восприняв мученический венец, ценой своей жизни и исповедания Господа.

Подвижники золотого века христианства как бы соревновались друг с другом в трудности духовных подвигов, ища, где бы научиться новым подвигам, чтобы стать ближе к Богу. Они тоже вошли в число приближённых к Престолу Господню.

Нам же, простым людям, живущим в обычных обстоятельствах, Бог не закрывает дверь в Царство Небесное. Он даёт нам доступные нам, простые дела, которые могут дать нам возможность войти в Царство Небесное и быть там, где мученики, преподобные, святители и многие-многие сонмы святых.

К слову, это никак не умаляет наше достоинство в Царстве Небесном (если мы сподобимся там быть). Ведь там другие меры. «Не мерою даёт Господь Бог благодати человеку», — говорит нам Священное Писание (смотр. Ин. 3:34). Человек берёт столько благодати, сколько он может понести. Другое дело, что один человек — например, мученик — это огромный сосуд благодати Божьей, который может много принять, и потому Господь даёт этому человеку венец мученичества. А иной, как мы, — небольшой сосуд, и может взять столько, сколько может. И в Царствии Небесном такой человек также будет преисполнен благодати Святого Духа, он будет ощущать полноту радости, благодати и жизни в Боге. Потому там не будет ни зависти, ни соперничества, ничего такого, что мы сейчас имеем здесь, в этом грешном мире.

Какие простые дела Господь даёт нам, чтобы и мы с вами могли быть там, где все святые? Об этом сегодняшнее евангельское чтение.

Господь придёт в этот мир уже не для того, чтобы спасать его, — Он уже всё сделал, чтобы спасти мир. Безначальный, Непостижимый Бог, сотворивший этот мир и нас с вами, стал одним из нас. Само то, что Господь становится человеком, — это умаление Божества. Кроме того, Он стал меньшим из нас: родился в беднейшей семье, с самого начала появления Его в нашем мире на Него воздвигаются гонения и Господь вынужден спасаться бегством в Египет (как мы помним из Священного Писания). И затем во время проповеди Спаситель не раз уклонялся от неминуемой опасности, когда ещё не пришло время Его страданий. Но когда исполнилось время, Он мужественно взошёл на крест, чтобы спасти нас от власти дьявола, греха и смерти.

Потому во второй раз Господь придёт, чтобы судить этот мир. Он одним мановением разделит людей, как пастырь разделяет овец и козлов. Овец Господь поставит по правую сторону, а козлов — по левую. И Он обратится к тем, кто будет стоять справа: «Я был голоден, вы накормили Меня; Я жаждал, и вы напоили Меня; Я находился в тюрьме, больнице, и вы посетили Меня; Я был странником, Вы приняли Меня». Они в недоумении скажут: «Когда мы Тебя приняли?!» — «То, что вы сделали одному из малых сих, то вы сделали Мне».

С аналогичными словами. Но уже с отрицательным смыслом — «…вы не накормили, … не напоили, … не посетили, … не приняли Меня» — Он обратится к тем. кто будет по левую сторону.

Вот эти простые дела, доступные каждому из нас, открывают человеку дверь в Царство Небесное. Но, братья и сёстры, не будем относиться к этому потребительски. Не будем искать возможности помочь другим, чтобы войти в Царство Небесное, потому что не этого хочет Господь! Бог хочет, чтобы мы с вами внутренне изменились, чтобы мы совершали эти дела не с потребительскими мотивами, а из любви, которая живёт в нашем сердце. Только лишь когда в сердце у человека любовь, и с любовью он творит дела добра, тогда эти дела вменяются человеку во благо.

Да и не сможет человек творить дела добра, если в его сердце нет любви. Он может один или два раза сделать добро, но если его сердце не изменится, не исполнится любви, не станет таким, каким хочет от нас Господь, человек не способен делать добрые дела.

Потому, братья и сёстры, откроем свои сердца, умягчим их словом Божьим и постараемся служить ближним своим и видеть в них Господа. Аминь.

Протоиерей Владислав Софийчук. 23 февраля 2020 г.

Оставить комментарий

Сохранен как Проповеди

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *