Проповедь в Пятидесятницу (День Святой Троицы)

На 50-й день после Пасхи иудеи отмечали Пятидесятницу. В этот ветхозаветный праздник каждый год в Иерусалиме собиралось множество людей как со всей Иудеи и Израиля, так и из дальних стран — все те, кто исповедовал ветхозаветную, иудейскую религию.

Апостолы же по слову вознесшегося на небо Учителя ожидали сошествия и принятия ими Утешителя и каждый день после Вознесения Господня пребывали в горнице (комнате) на горе Сион в молитвах. Вместе с ними была и Богородица. Там они находились и в день праздника. И вот внезапно все услышали сильный шум, как от сильного ветра, и над головой каждого из молящихся в горнице почил в виде огненного языка Святой Дух. Шум и огненные языки были для них видимыми знаками принятия ими Духа Святого. Тогда апостолы получили необычайные, чудесные дары, которые нам сейчас сложно себе представить: люди, которые никогда не учились иностранным языкам, начали говорить на них. Причём не бессмысленно, не бессвязно, а именно осмысленно, проповедуя Евангелие на языках людей, которые пришли в Иерусалим на праздник. И люди из Каппадокии, Месопотамии и других мест, услышав свой родной язык и проповедь Евангелия, узнав от апостолов, что те получили этот дар от вознёсшегося на небо Спасителя, стали массово принимать веру в Господа нашего Иисуса Христа.

Это был особый дар, который Бог послал ученикам.

***

Не мерою даёт Бог дары Святого Духа (смотр. Ин. 3:34). Все мы также являемся причастниками этих даров. У каждого из нас есть своя личная Пятидесятница — это день нашего крещения, независимо от того, крестились мы в младенчестве или во взрослом возрасте. Вместе с Крещением священник совершает и второе таинство — таинство Миропомазания. Это не помазание освящённым елеем, которое происходит во время вечернего богослужения накануне праздников. Помазание миром совершается над человеком один раз в жизни (исключением были цари, которых помазывали во второй раз — на царство; потому они и назывались помазанниками).

Миро — не елей, у него очень сложный состав. Варения мира — очень долгий процесс, совершаемый с молитвой, чтением священниками Евангелия. Освящает его патриарх, накануне Пасхи, в Великий Четверг. Затем освящённое патриархом миро рассылается всем священникам — в каждом храме есть миро. И по молитве патриарха (первого епископа Церкви) при помазании миром на человека, как когда-то на апостолов, снисходит благодать Святого Духа.

Как апостолы получили необычайные дары, так и каждый человек в момент миропомазания получает дар Святого Духа. У каждого свой дар, он откроется в течение жизни.

Как мы знаем, дары, таланты можно раскрыть, а можно «закопать в землю». И вот задача жизни человека — раскрыть в себе данный ему дар Святого Духа.

***
Мы долгие годы ходим в церковь, но многие из нас даже не задумываются, какой в этом смысл. Не для того мы ходим в храм, чтобы умилиться прекрасным пением, не для того, чтобы исцелиться от болезни, решить проблемы, связанные с работой, найти выход из иных сложных жизненных обстоятельств. Всё это — лишь варианты внешней оболочки,  которая, может, привела нас в храм. И хотя Господь решает и эти наши вопросы, не это главное в жизни человека.

Вспомним, что говорил преподобный Серафим Саровский: «Цель жизни христианина —  стяжание Святого Духа». Что значит «стяжание Святого Духа»? То, что вот это зёрнышко, которое всеивается в человека в момент Миропомазания, должно произрасти и принести многие и многие плоды. Для этого человек должен очистить своё сердце, потому что там, где нечистота, Дух Святой пребывать не может. Нужно очистить сердце от страстных пожеланий, греховных помыслов, очистить свою волю от пристрастия к грехам, потому что воля после того, как человек запачкал себя грехами, устремляется к греху, влечёт человека к нему, как невольника.

Итак, задача жизни человека — очистить свою волю, свой разум, свои чувства, чтобы начать сочувствовать не греху, а добру. Для этого человеку нужно понести определённый труд. Ведь и чтобы одежду очистить, нужно прикладывать труд. Тем более нужно приложить усилия для того, чтобы очистить своё сердце, свою душу.

Это не простой, каждодневный труд борьбы с помыслами. Чем более человек борется с греховными помыслами с помощью молитвы, тем чище его помыслы становятся, тем меньшее влияние на него имеют греховные помыслы.

Тогда постепенно, как заиленный родник, очищаются и чувства, и постепенно человек начинает сочувствовать добру. И воля тогда устремляет его к добру.

Вот это — путь, цель жизни христианина. Всё остальное — и красота богослужения, и проблемы, которые решаются с воцерковлением, через которые Господь стучится в наше сердце, чтобы разбудить нас от греховного сна, — внешнее. Но мы должны ясно уяснить для себя главное — цель своей жизни. Иначе мы будем бродить кругами и никогда не придём туда, куда должны прийти, и проживём свою жизнь зря.

Об этом мы должны помнить в особенности сегодня. Ведь мы являемся причастниками Святого Духа, в нас есть зерно благодати Святого Духа.

***

В Своей Первосвященнической молитве, которую Господь вознёс Своему Небесному Отцу на Тайной вечери, перед Своими страданиями, Спаситель молился и об учениках, и о всех, кто уверует в Него по их слову (то есть и о каждом из нас): «Да будут они едино с Нами, как и Мы с Тобою» (смотр. Ин. 17:21). Господь молился, чтобы мы были едины с Богом в Духе Святом, потому что вот это единение, которое мы называем Церковью, — не абстрактное, не какое-то отвлечённое понятие, а реальность нашей жизни. Мы все являемся частью единства: единства Бога и верующих в Господа нашего. И это единство осуществляется Духом Святым.

Духом Святым святые общались друг с другом на расстоянии, Духом Святым они слышали глас Божий о том, что им положено делать. Духом Святым и мы с вами, если очистим своё сердце, станем частичкой единого Тела Христова.

И, как говорит Священного Писание: «Не обманывайте себя: ничто нечистое не войдёт в Царство Божие» (смотр. 1 Кор. 6:9; Откр. 21:27). Потому наша задача — очистить своё сердце и жить жизнью Церкви, то есть принимать участие в церковных Таинствах, через которые нам подаётся благодать Святого Духа. И тогда мы станем едиными друг с другом в Боге. Аминь.

Протоиерей Владислав Софийчук. Пятидесятница (День Святой Троицы), 7 июня 2020 г.

Комментарии (0)

Сохранен как Проповеди

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *