О грехе осуждения. Проповедь во 2-ю субботу по Пятидесятнице

Сегодня в Евангелии мы с вами слышали слова, которые Господь сказал в Нагорной проповеди. Слова, которые мы все хорошо знаем, но, к сожалению, благополучно нарушаем. «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: “дай, я выну сучок из глаза твоего”, а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Мф. 7:1–5).

Осуждение, к сожалению, настолько распространённый грех, что многие не только из людей далёких от Церкви, но многие из нас, слышащих евангельские слова, не почитают этот грех за грех. И, собираясь в компаниях, не находят ничего лучшего, как только «перемыть кому-то кости», кого-то осудить и этим унизить человека и превознестись над ним, поскольку основанием для осуждения всегда является превозношение над человеком. «Я не такой, как этот человек», — читается в словах человека, когда он осуждает другого.

Но в Евангелии нет ничего, что бы говорилось просто, ради красивых слов. Всё, что говорится в Евангелии, имеет непреложную истину и силу исполнения. Давайте вслушаемся, что говорит нам Господь: «Какою мерою мерите, осуждая другого человека, такою мерою будет отмерено и вам».

Мы знаем, что мы все предстанем на Суд Божий. Господь будет нас судить. Зададим себе самим вопрос: «Какой будет критерий Суда?» С одной стороны, это справедливость, высшая справедливость. Нам должно быть страшно, потому что по справедливости все мы вряд ли войдём в Царство Небесное. С другой стороны, это милость.

«Милость и истина сретостеся» (Пс. 84:11), — поёт в своих песнопениях Церковь. Встретились на суде милость и истина, то есть справедливость и милость. И вот куда преклонится суд в отношении каждого из нас, Господь открывает нам сегодня в Евангелии. Какою мерою мы будем судить других людей, таким же судом и нас будет судить Господь.

Мы зачастую подходим к другому человеку строго, не прощая ему даже малейшее прегрешение. А ведь нет человека, который жил бы и не согрешил, — один Господь безгрешен! Один Спаситель, Который пришёл в наш мир, чтобы спасти нашу человеческую природу, спасти человечество, не имел греха. И Он Своим безгрешным житием очистил нашу природу и открыл нам путь к спасению.

Мы же все согрешаем, и мы зачастую, большей частью, превозносясь над другими людьми, меряем наших ближних очень строгим судом.

Давайте задумаемся и убоимся судить других людей, потому что таким же, строгим, судом, Господь будет судить и нас.

Лучше ошибиться в милости, чем ошибиться в строгости. Это для нас с вами должно быть главным критерием в отношении к ближнему. Лучше мы будем считать человека лучшим, а не худшим, чем он есть на самом деле. И тогда мы будем иметь надежду, что и нас Господь будет судить таким судом.

А слово Господне — ещё раз скажу — непреложно. Всё, что говорится в Евангелии, имеет непреложную силу: если Спаситель сказал, что таким же судом, как мы мерим другим, Господь будет мерить нам, то, если мы будем милостиво относиться к нашим ближним, и Господь на Суде милостиво отнесётся к нам с вами. Очень важно понять и, главное, изменить своё сознание.

В народе говорят: «Людина осудилась». То есть человек осудил другого и, как правило, в этот же грех впал сам. Если мы будем внимательны к жизненным обстоятельствам, то увидим, что так происходит с ближними и, самое страшное, с нами.

Поэтому будем бояться судить других людей, чтобы и нам не впасть в этот грех, из-за которого мы осуждаем ближнего своего. Но самое главное — чтобы Господь таким же милостивым оком, которым мы смотрим на других, смотрел на Суде и на нас. Аминь.

Протоиерей Владислав Софийчук. 20 июня 2020 г.

Оставить комментарий

Сохранен как Проповеди

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *