Проповедь в неделю 3-ю по Пятидесятнице. О помыслах и попечении о завтрашнем дне

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Христианин может годами падать, совершая те или иные грехи, и вновь вставать. Этот процесс может растягиваться даже на десятилетия, но никогда человек не взойдёт на более высокую духовную ступень и не приблизится к Богу, если не научится с чистотой смотреть на людей, чистым оком смотреть на вещи, контролировать и очищать свои мысли.

Об этом сегодняшнее Евангельское чтение.

Господь говорит простым языком, но настолько глубоким и мудрым, что Его слова являются как для простого человека, так и для образованного той вершиной, к которой он стремится всю свою жизнь.

Господь говорит: «Если око твоё будет чисто, то и всё тело твоё будет светло» (Мф. 6:22). Око человека — это как бы окно в его душу. Если окно чистое, то свет Божественный беспрепятственно поступает в душу человека и освящает его. Если окно затемнённое, грязное, то в душе человека темно, Божественный свет не попадает внутрь такого человека.

Об этом говорит нам Господь, об этом говорят нам святые отцы. Один из последних святых отцов, преподобный Паисий Афонский, в своём слове о душе человека говорит, что главный труд человека должен быть направлен на очищение помыслов, иначе — на стяжание добрых помыслов. Он говорит: «Вы должны превратить свой ум в фабрику добрых помыслов».

Как мы смотрим на вещи? Чаще всего мы думаем не в добром отношении, а, по своей внутренней испорченности, по загрязнённости окна для своей души, хуже, чем можно было бы подумать.

Даже если то, что нас смущает, действительно является плохим, всё равно, по слову преподобного Паисия, нужно посмотреть на ситуацию с другой стороны — найти в ней что-либо доброе. Если речь идёт о человеке — постараться оправдать его. Так смотрит на человека и Бог. Господь знает все обстоятельства, которые привели человека к тому или иному поступку. Ведь одно дело, когда человек воспитывается в духовной атмосфере, и совсем другое — когда в далёкой от Бога; нельзя одинаковые требования предъявлять людям, выросшим в разных обстоятельствах.

Господь всё видит, знает и учитывает, потому Суд Божий — это праведный суд.

Мы же зачастую смотрим на других оком осуждающим или завистливым, или иным страстным оком — у каждого своя основная страсть, и через призму своей страсти мы и воспринимаем ближнего и те или иные события. И потому наш суд неправеден, и мы впадаем в ещё больший грех.

Поэтому Господь и призывает нас очистить своё око, чтобы Божественный свет освящал нас и все наши мысли.

И святые, стяжавшие благодать Божию и светлым оком смотревшие на людей, призывают нас к очищению наших помыслов. Потому что Божественный свет исцеляет все силы души — и мысли, и чувства, и волю — того, кто направляется к добру.

Так что в этой простой фразе — «Если око твоё будет чисто, то и всё тело твоё будет светло» — такая глубина! В ней — суть духовной работы человека.

***

Далее Господь говорит о главном принципе жизни человека. В народе говорят: «Рыба ищет, где глубже, а человек — где лучше». И в этом поиске лучшего для себя человек искажает то, что видит. Не понимая, что для него лучше, он пытается как-то получше устроиться материально, при этом, может быть, локтями расталкивая других людей, и ранит свою душу, так как становится не таким, каким должен быть по замыслу Божьему.

Потому Господь говорит нам, чтобы мы не пеклись о земном, и приводит нам в пример лилии — прекрасные цветы, которые каждый год расцветают во всей своей красоте. Господь говорит, что и сам Соломон так не одевался, как эти лилии, которые являются травой, расцветают на недолгое время, а затем увядают и их сжигают. Другой пример, который приводит Господь, — птицы, которые не думают, как им приготовиться к зиме, не сеют и не жнут, но Бог питает их во все дни жизни. И ни одна птичка не забыта у Бога, все твари имеют пищу.

«Тем более о вас Бог заботится», — говорит Спаситель и призывает нас не быть маловерными, а искать прежде всего Царствия Божьего и правды его.

Мы все хотим в Царство Божие, все мы его ищем… Но ищем ли мы правды Царствия Божьего? Поиск правды Царствия Божьего заключается в стремлении быть достойным Царствия Божьего, в стремлении исполнять заповеди Божьи. Заповеди даны нам для того, чтобы, исполняя их, мы могли оправдаться на Суде Божьем.

Словами «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам» заканчивается сегодняшний евангельский отрывок. Они являются для нас путём, который ведёт нас в Царствие Небесное.

И давайте, братья и сестры, не только слышать Евангелие, но и исполнять его в своей жизни. Аминь.

 Протоиерей Владислав Софийчук. 28 июня 2020 г.

Комментарии (0)

Сохранен как Проповеди

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *