Проповедь. Исцеление слуги сотника. Подвиг веры

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Священное Писание говорит нам, что без веры невозможно угодить Богу. Что такое вера? Апостол Павел отвечает на этот вопрос таким образом: «Вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом как бы в видимом» (Евр. 11:1). Сегодняшнее евангельское чтение (Мф. 8:5–13) открывает нам силу веры человека, которая удивила Самого Господа Иисуса Христа, Самого Бога.

Это вера римского сотника, фактически язычника, который пришёл просить Спасителя об исцелении своего слуги (отрока).

Господь сказал: «Хорошо, Я приду и исцелю его», — и уже был готов идти в его дом. Но римский сотник, язычник, отвечает: «Я недостоин, чтобы Ты вошёл под кров моего дома. Но только скажи слово — и мой слуга исцелится». И Евангелие говорит нам, что Иисус удивился (!) и сказал: «И в Израиле Я не нашёл такой веры. И многие придут от востока и запада, а сыны Царствия будут изгнаны вон», — такие страшные слова говорит нам Господь.

Почему Спаситель удивился? Потому что много сотен лет Господь лелеял в израильском народе веру. Собственно, этот народ был создан как народ веры: израильский народ — это дети Авраама, а Авраам совершил подвиг веры — он по слову Бога фактически отдал на смерть своего сына. Это был любимый, единственный, полученный в глубокой старости сын, но Авраам доверял Богу и знал, что Он не допустит ничего плохого.

И Господь сказал: «Я произведу от тебя великий народ, и этот народ будет называться Моим народом». На протяжении столетий Бог воспитывал в этом народе именно веру — для того, чтобы воплотиться в среде этого народа и спасти весь мир.

Но мы читаем в Евангелии, сколько раз этот народ не то что не проявлял чудес веры, но гнал Спасителя и в конце концов распял Его.

А здесь — язычник, который фактически был чужим для веры, проявляет такое чудо веры! Этого человека можно назвать самородком веры. И поэтому Господь удивился.

Это урок нам с вами, братья и сёстры. Ведь мы воспитывались и воспитываемся, растём в новозаветном Израиле, читаем Евангелие, у нас множество святых, но имеем ли мы ту веру, которую хочет видеть у нас Господь, какая наша вера?..

Мы просим Бога, но в своем сердце сомневаемся. Подавляющая часть нашего некогда православного народа — номинальные верующие, которые говорят: «Вера у меня в сердце», — подразумевая, что им Церковь не нужна. Они вообще не знают Священного Писания.

Да и мы с вами знаем ли Священное Писание так, как необходимо? Читаем ли мы его каждый день? Читаем ли мы толкования святых отцов? А на этом зиждется вера, на разумном знании.

Ещё вера зиждется на смирении. Если у человека нет смирения, то у него не будет веры. Мы видим, что евангельский сотник проявил чудо веры, основываясь на смирении. Он говорит: «Я недостоин, чтобы Ты вошёл под кров дома моего». И мы знаем, что первый шаг на пути к Богу — осознание своей нищеты перед Богом, что ты сам по себе не имеешь ничего доброго. «Блаженны нищие духом» (Мф. 5:3). Только при таком сознании человек может открыть своё сердце для принятия веры.

Вспомним также, что вера проявляется не только в отвлечённом созерцании, в духовной радости, но и в делах. «Вера без дел мертва» (Иак. 2:26). Если мы говорим, что верим, а поступаем не по вере, то значит, в нашем сердце нет веры. Основанием для веры является смирение и исполнение заповедей Божьих, последнее — это и есть дела, которые подтверждают нашу веру.

Потому, братья и сёстры, вспоминая этот подвиг веры, который явил далёкий от Церкви сотник, будем укрепляться в вере и помнить, что основанием для неё является смирение, желание воплощать веру и собственно воплощение веры в наших делах. Аминь.

Протоиерей Владислав Софийчук.
4-я неделя по Пятидесятнице. 5 июля 2020 г.

Комментарии (0)

Сохранен как Проповеди

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *