Проповедь в день первоверховных апостолов Петра и Павла

С праздником! Святые апостолы Пётр и Павел именуются первоверховными, то есть первыми по чести среди равных: они не главнее остальных апостолов, но по чести являются первыми среди них. Такое наименование они сподобились получить от Церкви потому, что, во-первых, более всех проявили ревности, веры, а во-вторых, более других апостолов познали свою немощь. Благодаря вот этому познанию своей немощи Пётр и Павел смогли принести Церкви обильный плод проповеди Евангелия.

Сегодня во время Евангельского чтения (Мф. 16:13–17) мы слышали, как Господь спрашивает Своих учеников: «За кого Меня почитают люди?». Они ответили: «Одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков». Тогда Господь спросил: «А вы за кого почитаете Меня?» И апостол Пётр сказал: «Ты — Христос, Сын Божий». На это Спаситель ответил ему: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь (то есть не люди, облечённые плотью) открыли тебе это, а Отец Мой, Сущий на небесах. Ты будешь называться Петром (что переводится на наш язык как “камень”), и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её».

О каком камне говорил Господь? Спаситель говорил об исповедании апостолом Петром Его Сыном Божьим. Только на этом камне возможно созидание духовной жизни человека. И это исповедание человек не может воспринять, если не будет призван от Бога. Как апостолу Петру, по свидетельству Спасителя, эту истину открыл Бог Отец, так и каждому из здесь стоящих и каждому, кто призывается к Богу, Отец Небесный открывает эту истину.

Ведь чтобы принять её, нужно быть призванным. И мы помним слова из евангельской притчи: «Много званных, но мало избранных» (Мф. 20:16). Чтобы быть достойным этого призвания, нужно идти путём, которым шли апостолы.

Да, все люди претыкаются, претыкались и апостолы. Мы знаем из Евангелия о тяжком согрешении апостола Петра, о том, как в Страстной Четверг он первым из учеников и особо эмоционально говорил Спасителю: «Если и на смерть нужно будет пойти за Тобой, я никогда не отрекусь от Тебя!» И Господь с горечью взглянул на него и сказал: «Никогда не отречёшься? В сию же ночь прежде, чем петух пропоёт дважды, ты трижды отречёшься от Меня». Так и было. Перед какой-то ничтожной служанкой, другими слугами Пётр трижды отрекается от Спасителя. Отрекшись от Христа, он оказался вне Церкви, потому что идти за Господом возможно только исповедуя Его. И камнем он был наречён за своё исповедание Господа Сыном Божьим, но здесь он отрекается и теряет своё апостольское достоинство.

Но Пётр был восстановлен в апостольском достоинстве, потому что не пошёл и не удавился, как Иуда. Он покаялся, и Предание Церкви говорит нам, что всю оставшуюся жизнь каждый раз, когда апостол Пётр слышал пение петуха, из его глаз лились слёзы покаяния. Иуда тоже мог бы быть восстановлен, если бы нашёл в себе силы прийти покаяться. Но его одолело уныние. Уныние — страшная вещь, она закрывает человеку путь к покаянию.

Апостол Пётр, отречением поставив себя в положение отверженного, всё-таки нашёл в себе силы и пошёл за Господом. И Спаситель трижды — по числу отречений — восстанавливает его в апостольском достоинстве. Помните: после Воскресения Он явился на море Тивериадском ученикам, в числе которых был Пётр и Иоанн Богослов (он и описал это событие в своём Евангелии, в последней главе), и спросил Петра: «Любишь ли ты Меня?» Ученик ответил: «Так, Господи. Ты знаешь, что я люблю Тебя». Господь ответил: «Паси агнцев Моих». Затем вновь спросил его во второй раз, Пётр вновь ответил так же. Спаситель сказал ему: «Паси овец Моих». Тогда спрашивает его в третий раз — Пётр восскорбел и ответил: «Господи! Ты всё знаешь! Ты знаешь, что я люблю Тебя» — «Паси овец Моих» (Ин. 21:15–17).

Это было восстановление Петра в апостольском достоинстве.

Потому падение не так страшно. Страшно, если человек не встаёт после него, а валяется в унынии, в своих грехах или просто наслаждается греховным страшным наслаждением.

Падение не страшно потому, что открывает человеку его немощь. Святитель Игнатий (Брянчанинов) приводит такие слова преподобного Симеона Нового Богослова: «Тщательное исполнение заповедей Христовых научает человека…» Чему? «…его немощи», то есть осознанию, пониманию своей немощи. Почему? Когда человек старается тщательно исполнять то, что должен как христианин, то понимает, что не может этого делать без благодати Божьей. И это приводит человека к смирению. А смирение отверзает сердце человека для веры.

Когда человек споткнулся, упал, у него всегда есть возможность покаяться и идти дальше. И обретя этот опыт познания своей немощи, того, что «я без Бога ничего не могу делать, и что доброе делаю — делаю только благодатью Божьей», даёт человеку силы идти дальше.

Нужно помнить, что Победа уже свершилась. Мы все вместе составляем единое Тело Христово, Тело Христа, победившего смерть. Но мы составляем Тело Христово только тогда, когда находимся в духе, единстве с Богом, когда у нас есть благодать Божья. А источник благодати открывается для человека только при смирении: вот это осознание своего ничтожества без Бога и величия Бога и воззвание к Богу о помощи открывает сердце человека для действия благодати Святого Духа.

Апостол Пётр запечатлел своё исповедание мученической смертью.

***
Апостол Павел никогда не видел Спасителя во время Его земной жизни, был, как сам впоследствии говорил о себе, «как изверг», гнал христиан, был в числе стерегущих одежды тех, кто побивал камнями первомученика и архидиакона Стефана. По некоторым толкованиям, сам он не побивал святого Стефана, потому что был его родственником, а родственник имел право не быть в числе побивавших.

Он получил от синедриона власть заключать христиан в темницы, был доверенным лицом синедриона, ревностным фарисеем. С письмами от властей он приходил то в один город, и там хватали христиан, то в другой город…  И вот однажды он направлялся в Дамаск, чтобы разведать, где находятся в этом городе христиане, и тоже привести их в место мучений. И на пути Своей Всесильной и Милостивой рукой его останавливает Господь, является ему и направляет к истине.

Почему именно этого ревностного фарисея, гнавшего христиан? Потому что Господь видел, что это добрый, хороший человек, но у которого ревность не по разуму, который не знает, где истина. И Спаситель открывает ему истину.

Он открывает её каждому человеку. Господь говорит: «Се, стою у дверей сердца вашего и стучу» (смотр. Откр. 3:20). В сердце каждого человека, в его меру, стучится Господь — различными обстоятельствами, делами, а в данном случае — Он явился Сам.

Савл (как тогда ещё звали Павла) идёт туда, куда ему указывает Господь, проходит, как мы бы сегодня сказали, курс христианского обучения, катехизации, опыта познания веры и становится самым ревностным из всех апостолов.

Даже не будучи в числе двенадцати, Павел называется первоверховным апостолом, потому что никто из апостолов столько не потрудился, как он. Проходя всю Малую Азию, будучи в Риме, в других странах, апостол Павел всюду насаждал Церкви, поставлял епископа в новой Церкви и шёл дальше.

Как и апостол Пётр, он запечатлел истинность своего упования, своих слов мученической смертью. Но как римский гражданин Павел был усечён мечом: римских граждан не позволялось казнить через повешение, распятие или каким-либо иным позорным способом.

***

Итак, первоверховные апостолы Пётр и Павел своей жизнью дают нам, как минимум, два урока. Во-первых, путь ко Христу — это путь смирения, познания своей немощи. Во-вторых, если мы преткнулись, нужно не уныние, а покаяние через обращение к Спасителю.

Пускай Господь Своей милостью, по молитвам святых апостолов Петра и Павла и преподобного  Паисия Афонского, память которого Церковь также празднует сегодня, направит и наши стопы по этому пути исповедания Бога и созидания нашей духовной жизни на камне веры.

Святого Паисия можно назвать апостолом наших дней. Ведь апостол — это тот, кто проповедует Евангелие и несёт его людям. Наверное, это один из последних святых, наиболее потрудившихся на этой ниве. Почти все знают его. Кто знает — все любят его за простоту, глубину и мудрость тех слов, которые он несёт нам с вами.

Протоиерей Владислав Софийчук. 12 июля 2020 г.

Оставить комментарий

Сохранен как Проповеди

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *