Какой должна быть молитва?

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сегодня во время Литургии мы слышали чтение из Евангелия (Мф. 15:21–28), которое нас учит тому, какова должна быть молитва, наше упование на помощь Божию.

Мы все молимся, возносим те или иные прошения… Но зачастую спустя время начинаем думать, что Бог нас не слышит, — ведь то, о чём просили, вроде бы, не исполняется, ничего в жизни не меняется. И ослабеваем в молитвах. Но сегодняшнее Евангелие даёт нам противоположный пример молитвы.

Как говорит нам Священное Писание, некая женщина хананеянка — то есть язычница, не принадлежавшая к ветхозаветной Церкви, к Израилю, — у которой сильно болела дочь, услышала, что есть Человек, Который может помочь ей.

Найдя Спасителя, она бежала за Ним и молила Его об исцелении дочери. Но удивительно было для всех, что Господь не обращал на неё никакого внимания. Тогда она усилила свои прошения, так что даже апостолы, которые с благоговением относились к Спасителю и никогда не смели что-либо указывать Ему, робко попросили: «Отпусти её, потому что она идёт и кричит за нами».

В ответ Господь говорит совершенно немыслимые слова: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. И нехорошо взять хлеб у детей и бросить его псам».

Конечно, если бы такие слова были обращены к нам, мы бы оскорбились, возмутились и ушли, перед этим, может, ещё и устроив скандал.

Но эта женщина явила всем, кто тогда находился рядом и кто читает Евангелие, пример смирения. Она сказала: «Да, Господин. Но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их».

Тут Спаситель уже более не мог испытывать терпение и смирение и уже с похвалой обратился к ней: «О, женщина! Велика вера твоя! Да будет тебе по твоему прошению».

Господь похвалил хананеянку, как похвалил и другого язычника — капернаумского сотника, который просил Спасителя прийти и исцелить его слугу. Когда Господь направился к его дому, он сказал: «Я имею слуг, и они делают всё, что я им говорю. И Ты скажи только слово — и мой слуга исцелиться». Господь, как мы помним из Евангелия (Мф. 8:5–13), тогда удивился и сказал: «И в Израиле Я не нашёл такой веры». «Иди, твой слуга здоров», — обратился Спаситель к сотнику.

Эти далёкие от Церкви люди явили пример смирения. Мы же зачастую, находясь близко к алтарю, к Богу, теряем вот это чувство благоговения, понимание величия Божия. И мы не имеем смирения, необходимого для получения просимого.

Смирение открывает дверь милосердия Божия. Даже более: святые отцы говорят, что смирение открывает человеку вход в рай, смирение — это дверь в Царство Небесное. Как сказал святитель Игнатий Брянчанинов: «Тщательное исполнение заповедей Христовых приводит человека к осознанию его немощи». Исполнение заповедей не даёт каких-то плодов, духовных сил, а приводит человека к осознанию своей немощи и к смирению. Только лишь когда человек приобретает смирение, он становится способным принять от Бога благодать, как это произошло в случае с хананеянкой и с капернаумским сотником и в других евангельских примерах помощи Бога людям.

Этот духовный закон действует и по сей день, поскольку это — непременный закон духовной жизни. «Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать» (Иак. 4:6).

Мы как с вами просим? Мы молимся и думаем, что наше прошение должно быть исполнено тут же. А Господь иногда отвечает человеку молчанием, и через это даёт ему возможность возрасти в бо́льшую меру — меру веры, меру надежды, иногда — меру любви.

Поэтому, братья и сёстры, когда Бог будет отвечать нам молчанием, будем усиливать свою молитву, не будем просить Бога так, как обычно это делаем, — походя: помянули и решили, что уже помолились. Но будем молиться так, как эта хананеянка. Она неотступно шла за Спасителем и буквально кричала, чтобы Он исполнил её прошение, — Господь дал ей возможность проявить такой духовный подвиг веры.

Пускай Господь укрепит нас на этом пути и дарует нам благодать Свою. Аминь.

Протоиерей Владислав Софийчук. 4 октября 2020 г.

Комментарии (0)

Сохранен как Проповеди

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *