Проповедь. Чудесный улов рыбы. Страх Божий и благословение

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

У каждого из нас своя жизнь, свои задачи и проблемы. Мы строим свою жизнь в связи со своими представлениями. И очень часто бывает так, что у нас, вроде, идёт всё нормально, а потом вдруг все усилия, которые мы прикладываем, оказываются тщетными.

Но верующий человек знает, что, с одной стороны, нет ничего случайного, а с другой — о том, что чтобы дело наше было успешным, необходимы вера и Божие благословение на то, что мы делаем.

О том, насколько важно благословение Божие, какую оно имеет силу, говорит евангельское чтение, которое мы слышали сегодня во время Литургии (Лк. 5:1–11).

Этот отрывок описывает событие, произошедшее в начале проповеди Спасителя. Множество людей пришло послушать Господа, и Он сел в лодку и попросил её хозяина, Симона (будущего апостола Петра), отплыть немного от берега, чтобы всем было удобнее слышать и видеть Господа.

В конце проповеди Спаситель сказал Симону: «Отплыви на глубину и забрось сеть». Симон, как профессиональный, опытный рыбак, ответил: «Наставник, всю ночь мы трудились и ничего не поймали». Он понимал, что рыба, если ночью не ловится, то утром и днём тем более ловиться не будет». «Но по слову Твоему, — продолжил Симон, — закину сеть».

Они забросили сеть и не могли вытащить её из-за множества рыбы. Рыбы было столько, что и в лодку бы не поместилась. Симон позвал на помощь своих друзей — Иакова и Иоанна (тоже будущих апостолов, Воанергес (то есть сыны громовы), как назовёт их Спаситель). Они подплыли на своей лодке, и обе лодки так были наполнены рыбой, что чуть-чуть не тонули.

Как видим, слово Божие имеет непреложную силу, оно имеет силу там, где, казалось, не может быть ничего. Оно имеет силу преодолевать препятствия, даже физические законы этого мира, поскольку Бог является Творцом нас с вами, в Его руке содержится земля, и наша душа и наша жизнь. И если Господь благословляет, это благословение имеет непреложную силу.

В священном трепете, страхе Симон припал к ногам Иисусовым с молитвой. Эта молитва будущего апостола Петра была своеобразной: «Отойди от меня, Господи! Ибо я человек грешный». Подобные слова говорили и гадаринцы (Мк. 5:17), но смысл их слов был совсем другой. Гадаринцы просили покинуть пределы их города, потому что лишились своего имущества — их стадо свиней погибло в пучине озера. Гадаринцы поняли, что им нужно будет изменить свою жизнь и, боясь этого, боясь потерять ещё больше своих материальных приобретений, просили Господа уйти.

У апостола Петра был иной страх — страх Божий. «Начало премудрости — страх Господень», — говорит нам Священное Писание. Если человек не имеет страха Божьего, он не может любить Бога. Страх — это первая ступень на пути к Богу, и, кроме того, он должен сопровождать человека на протяжении всей его духовной жизни. Если человек теряет страх Божий, то, как бы высоко он не взобрался по духовной лестнице, как бы не приблизился к Богу — тут же скатывается в самый низ и теряет всё, что приобрёл.

Это важно услышать нам с вами, тем, кто многие годы ходит в храм, тем, кто находится близко к алтарю, кто уже (страшно сказать!) привыкает к святыне и из-за этого теряет страх Божий. Иногда мы можем слышать шутки о божественном, о Боге, даже анекдоты о Боге некоторые люди рассказывают… Это говорит о том, что этот человек утратил страх Божий. Такой человек неминуемо теряет благодать, она отступает от его сердца. Если человек теряет благодать, в нём восстают страсти, которые некогда владели им, но потом были удерживаемы благодатью, не дающей им возможности побеждать человека. Когда уходит благодать, страсти, которые некогда человек запустил в свою душу, начинают, как змеи, уязвлять человека. И он падает.

Если человек понимает, что согрешил, и кается, тогда вновь обретает благодать Божию.

Потому страх Божий — это и начало премудрости, и путь человека до самого достижения цели, до прихода к Богу. Если человек теряет страх, то теряет и всё, что приобрёл.

Господь отвечает Симону: «Не бойся! Отныне будешь ловцом человеков». И апостол Пётр, следуя за позвавшим его Господом, оставляет всё, чем владел, что связывало его с мирской жизнью, и принял жезл апостольского служения. Так поступили и его друзья, братья Иаков и Иоанн.

Вслушиваясь в сегодняшний евангельский отрывок, мы должны взглянуть на себя, свою жизнь, понять, есть ли у нас страх Божий. Мы должны задуматься над тем, имеем ли мы благословение на те дела, которые мы совершаем. Если дело, которым мы занимаемся, неправедно, греховно, то неправедно и брать благословение на это дело. Если же оно доброе, будет совершаться во славу Божию, то и прежде, чем начинать его, и во время его совершения мы должны просить благословения. Так это делают все христиане —  подходят к священнику и просят благословение на то или иное дело. Если грядёт начало большого дела — служат молебен.

Люди внешние, глядя на нас, спрашивают: «Почему вы так часто берёте благословение? Почему вы так часто говорите о Боге?» Сегодняшнее Евангелие отвечает на этот вопрос. Если Бог благословит, то, несмотря ни на какие препятствия, дело будет успешным — в посрамление тех, кто сомневается, и в радость и благословение нас с вами. Аминь.

Протоиерей Владислав Софийчук. 11 октября 2020 г.

Комментарии (0)

Сохранен как Проповеди

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *