«Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с другими людьми»

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

«Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с другими людьми» (смотр. Лк. 6:31), — об этом говорит нам в сегодняшнем евангельском чтении Господь наш Иисус Христос.

Если бы все люди начали жить по этому правилу, то сразу же наступил бы рай на земле, рай в отношениях между людьми. Или если бы хотя бы все христиане, те, кто ходит в храм, слушает Евангелие, исповедуется, причащается, молится, начали искреннее, от всего сердца жить по этой заповеди, мир тоже сразу бы изменился.

Однако, к сожалению, мы слышим эту заповедь, но не поступаем по ней. Потому что нам кажется, что если мы будем так жить, то люди начнут нами пользоваться и, может быть, подсмеиваться над нами.

Что мешает даже понимающему, что так нужно поступать, человеку, жить согласно этой заповеди?

В первую очередь — идол, воздвигнутый в нашем сердце, — наша самость: наш принцип и образ жизни, когда мы живём согласно своим желаниям и прихотям и в центр мира ставим самих себя. И пока человек не сокрушит в своём сердце этого идола, он не сможет искренне, от всего сердца служить Богу, а соответственно и служить ближнему.

Как сокрушить этого идола? Как поступать, чтобы на первом месте у нас были не мы сами, а Бог, заповеди Господни и ближний?

Нужно сразу оговориться, что это не значит, что человек не должен иметь своих желаний, заботиться о себе и своих родных. Конечно, у каждого есть свои желания. И о своих родных мы должны заботиться. Апостол Павел говорит: «Кто пренебрегает своими домашними, тот хуже неверного. Если неверные пекутся о своих родных, тем паче мы должны заботиться о них». Но нужно понять, что наши желания должны быть освещены евангельским светом, и мы должны поверять наши желания с заповедями Господними, с Евангелием.

А чтобы поступать согласно заповеди, которую мы слышали сегодня во время Литургии, нам необходимо стяжать мирный дух. Преподобный Серафим Саровский говорит: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи». Подобные мысли приводят многие святые отцы.

Для того, чтобы стяжать мирный дух, нужно очистить своё сердце. «Сердце чисто созижди во мне!» — вопиял царь и пророк Давид, когда согрешил.

Очищение сердца — это необходимое условие для стяжания мирного духа и возможности исполнять заповеди Господни. Но нам очень сложно трудиться над очищением своего сердца.

Приведу один пример из внешнего мира, который находит отражение в словах также святого Давида: «Обновится, яко орля, юность твоя». Это слова из 102-го псалма, мы их слышим каждый раз за Литургией, они у нас на слуху. Что означают эти слова?

Орёл живёт около 70-ти лет. Где-то к 40-ка годам его когти отрастают настолько, что закручиваются и становятся для него фактически бесполезными, клюв также отрастает так, что ранит плоть орла. Его оперение с возрастом становится настолько густым, что орлу уже тяжело летать. У птицы остаётся два выхода: или медленно угасать, или улететь высоко в горы и там находиться пять месяцев (150 дней). В горах орёл вначале стачивает клюв, бия им об острые камни, и ждёт, пока он отрастёт. Затем новым клювом он вырывает свои старые когти и ждёт, пока они отрастут. После этого новыми когтями орёл срывает с себя старое оперение и ждёт, пока оно отрастёт. После этого всего птица может прожить ещё около 40-ка лет.

Вот, наша духовная юность должна обновиться, подобно орляти. Так об этом пророчески сказал царь и пророк Давид о человеке, который ведёт духовную жизнь.

Наши страсти въелись в нашу природу, фактически и являются нашей греховной падшей природой. И обновиться от наших страстей как раз и значит совершить подобный подвиг, который совершает орёл.

Это тяжело, больно, но это необходимый каждодневный нелёгкий труд — видеть свои страсти и по живому их от себя отрывать. Иного пути у человека нет: или вечно погибать, или же обновиться для вечной жизни.

Это требует постоянного напряжения волевых сил нашей души. Это и постоянное умственное усилие, потому что если человек не очистит свой ум от греховных помыслов, то никогда не сможет преодолеть грех. Это постоянное различение помыслов и отсечение греховных помыслов. Через это постоянное и физическое, волевое и умственное напряжение происходит и очищение чувств.

И только лишь тогда, когда мы совершим  этот духовный подвиг, братья и сестры, мы сможем стяжать мирен дух и затем — вспомнить заповедь, о которой сегодня мы слышали во время Литургии.

Это простое правило: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с другими людьми», — было известно и в других учениях, не только в христианстве. Но сегодня Господь также говорит более глубокие слова: «Любите врагов ваших». Об этом не говорит ни одно учение, кроме учения Христова. Как это возможно — возлюбить тех, кто нас ненавидит, воюет против нас?

Апостол Павел нам говорит: «Не будь побеждён злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12:21). Единственный способ победить зло — это распространять добро. И Господь показал нам пример. Зло уже побеждено, его сила уже сокрушена, но язвы греха находятся в каждом из нас как потомках Адама. Адам впустил в нашу, человеческую, природу эти язвы греха, и наша задача состоит в том, чтобы с трудом, с преодолением себя добром удалить у себя эти язвы и обновиться, яко орля. И тогда мы сможем с чистой совестью исполнять заповеди господни. Аминь.

Протоиерей Владислав Софийчук. 18 октября 2020 г.

Комментарии (0)

Сохранен как Проповеди

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *