Неделя 19-я по Пятидесятнице. Воскрешение Спасителем сына Наинской вдовы. Проповедь

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Сегодня, братья и сестры, во время Литургии мы слышали совершенно удивительное Евангелие — о воскрешении Спасителем умершего юноши, которого уже несли на кладбище (Лк. 7:11–16).

Люди по-разному относятся к смерти. Верующий человек, видя погребальную процессию, остановится, помолится, подумает о своей жизни. Неверующий постарается поскорее отвернуть взгляд от покойника, куда-нибудь уйти и не вспоминать об этой встрече. Почему? Потому что в понимании неверующего человека его жизнь, со всеми её радостями и утешениями, закончится деревянным ящиком, в который его положат и опустят на два метра в землю. И, соответственно, вся его жизнь — ужасная бессмыслица, как бы насмешка над ним, ведь всё, что он строит, закончится этим, и всё, к чему он стремится, приведёт его сюда же, к деревянному ящику.

Верующий же человек прекрасно понимает, что его личность, его «я» неуничтожимо и что бытие личности не заканчивается в момент разделения души и тела. Он понимает, что смерть — благо для человека, так как в этот момент его душа совлекается грязной, изъеденной грехами одежды своей плоти. Собственно, Господь и попустил смерть для того, чтобы соединившийся с грехом во время первого грехопадения человек не пребывал в таком состоянии вечно.

Также для верующего очевидно, что земная жизнь — это время для подготовки души к иной жизни, жизни, где не будет греха, слёз, смерти, а будет бесконечная радость общения с Богом и угодившими Ему людьми.

Потому верующий человек, встречаясь со смертью, становится мудрее. И чем чаще встречается с ней, тем больше. Есть такие профессии, представители которых видят смерть каждый день: например, врачи реанимации.

Перед глазами священника в один день, бывает, проходят все самые важные моменты жизни человека: священник крестит, после этого венчает и затем совершает погребение.

Святые отцы говорят, что видеть смерть полезно. Когда человек ежедневно встречается со смертью, он по-другому смотрит на жизнь.

Для каждого истинно верующего человека — наверное, каждый это ощущал — полезно пройти по кладбищу, почитать эпитафии и задуматься о том, что лежащие здесь жили прежде нас и так же, как мы, радовались, но пришло время, и Господь позвал их, как позовёт и каждого из нас. Время не ощущается, потому что мы все — жители вечности, для неё создал нас Господь; и мы даже не заметим, когда наступит время, когда и нас с вами, так же как и этого юношу из сегодняшнего евангельского чтения, будут провожать в последний путь родственники и друзья.

Святые отцы говорят: «Помни последняя твоя, — то есть помни о смерти, — и вовек не согрешишь», — потому что будешь понимать, что за каждое слово, каждый поступок придётся отвечать на Страшном суде.

***

Господь, приближаясь к городу Наин, увидел страшную погребальную процессию. Почему страшную? Потому что когда погребают человека уже отжившего свой век, прожившего, как говорит нам Священное Писание, 70, от силы 80 лет, то это одно дело. А когда выносят в гробу человека, которому, казалось, ещё бы жить и радоваться, и радовать других, но его жизнь трагически или по болезни оборвалась, то это, конечно, горько и страшно.

И ещё более страшно то, что за гробом шла вдова, женщина, которая похоронила своего мужа и теперь, убитая горем, идёт за гробом своего сына.

Две процессии идут навстречу друг другу. Во главе одной — покойник, во главе другой — Жизнь. И Тот, Кто сказал: «Я есть Путь, и Истина, и Жизнь» (Ин. 14:6), — не мог пройти мимо погребальной процессии, Он должен был хотя бы слово сказать. И Бог Слово сказал своё слово.

Господь обратился к вдове: «Не плачь». Когда в гробу лежит твоя надежда, любовь и радость, слово «не плачь» мало утешающее. Однако это слово было сказано Богом Словом, Который имеет действенную, живительную силу. И Господь прикоснулся ко гробу и обратился к юноше: «Тебе глаголю: востани!» («Тебе говорю: встань!») — это уже второе слово Господа, обращённое к этой погребальной процессии. И юноша поднялся, начал говорить. «И отдал его Иисус, — говорит нам Евангелие, — матери его».

***

Вот эти живительные слова, которые Иисус сказал матери и её сыну, — «Не плачь» и «Востани!» — через века обращены и к каждому человеку. Мы должны восстать от грехов для того, чтобы услышать, что Господь говорит нам в Евангелии. А Спаситель говорит: «Я есть Путь и Истина и Жизнь» (Ин. 14:6); «Я есть воскресение и Жизнь. И верующий в Меня если и умрёт, то оживёт» (Ин. 11:25); «Верующий в Меня на суд не приходит, но перешёл от смерти в жизнь» (Ин. 5:24). Эти слова особенно актуально и сильно звучат сегодня, в день воскресения Христова. И в каждое воскресенье мы вспоминаем не просто воскресение Христово, но и наше с вами воскресение, которое открывается для нас воскресением Господа нашего Иисуса Христа.

Всеобщее воскресение наступит как для верующих, так и для неверующих, как для знающих, так и для не знающих и не хотящих знать о нём. И нам нужно проводить свою жизнь таким образом, чтобы всеобщее воскресение стало для нас воскресением в жизнь вечную, в радость и вечное общение с Богом. Аминь.

Протоиерей Владислав Софийчук. 25 октября 2020 г.

Комментарии (0)

Сохранен как Проповеди

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *