Проповедь. Притча о сеятеле. Как мы слушаем слово Божие?

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Сегодня, братья и сестры, мы во время Литургии слышали, наверное, одну из самых известных притч, которые рассказал Господь слушающим Его.

Это самая известная, самая красивая, самая наглядная, доступная и понятная притча — и живущим в те времена, и нам с вами.

Она понятна, потому что пример, который привёл в ней Господь, взят из повседневной жизни.

«Вышел сеятель сеять семя своё» (Лк. 8:5), — сказал Спаситель, может быть, указав на человека, который как раз сеял зерно неподалёку. И продолжил: «Вот видите: одно упало при дороге, и птицы небесные налетели и склевали его. Другое упало на каменистую почву, начало расти, но, поскольку ему было невозможно укорениться, когда припекло солнце, растение засохло. Иное упало в терние и, может быть, больше проросло, чем упавшее на камень или при дороге, но терние заглушило его. И только лишь семя, упавшее на добрую почву, принесло свой плод во сто крат».

Апостолы попросили Господа: «Поясни нам значение этой притчи». Притча о сеятеле — одна из немногих притч, которые истолковал Сам Спаситель.

«Семя есть слово Божие», — сказал Господь. Какое знакомое для нашего слуха и уже примелькавшееся словосочетание — «слово Божие»!

Как мы слушаем слово Божие?

Среди православных верующих есть добрая традиция начинать день с чтения слова Божьего — сначала помолиться, а затем прочесть главу Евангелия, главу из апостольских посланий и главу из «Деяний святых апостолов». Сколько времени занимает это чтение? Может, пять минут. Но сколько пользы человек получает от этого! Как тело требует пищи, так и душа. Если телу не хватает пищи, оно болеет и затем умирает. То же происходит и с душой человека: если не питать душу, она умирает.

Чем питается душа? В первую очередь, словом Божьим, благодатью, молитвой, таинствами церковными.

Когда мы утром читаем Священное Писание, то по дороге на работу, у нас в мыслях крутятся не отрывки новостей, которые мы просмотрели во время завтрака, а животворящее, питающее душу слово Божие.

***

Господь, истолковывая эту притчу апостолам, сказал им: «Вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах» (Лк. 8:10). Когда мы читаем слово Божие, нам открываются тайны Царства Небесного, способные и нас поселить в Царстве.

Но как мы слышим слово Божие? Об иудеях Спаситель сказал: «Они видя не видят и слыша не разумеют». Так часто и мы слушаем слово Божие.

Давайте зададим себе вопрос: что мы помним из евангельского отрывка, который читался за Литургией и изъяснялся священником в прошлое воскресенье? Если мы не сможем ответить себе на этот вопрос положительно, то значит наше сердце подобно земле при дороге, куда налетают и склёвывают упавшее семя птицы. Под птицами в притче имеются в виду бесы, которые похищают из сердца человека слово Божие.

По дороге постоянно туда-сюда ходят люди, проезжает транспорт, и семя, упавшее на край дороги, затаптывается и вообще не приносит никакого плода. Наше сердце подобно дороге, если через него всё время проносятся различные мысли, впечатления. Мы сами жаждем постоянной смены впечатлений. Сейчас надо заниматься не поиском информации, как это было в предыдущие поколения в любой сфере — научной, духовной… Сейчас необходимо фильтровать информацию и беречь себя от информационной перегрузки. Когда человек перегружается информацией, то теряет многое. Во-первых, когда человек рассеивается во множестве информации, он внутренне опустошается, теряет целостность и мир души. Во-вторых, не умея выделять главное, нужное, человек не достигнет никакой доброй цели.

Глас Божий слышится в тишине. Но современный мир не даёт нам возможности побыть в тишине: везде нашему слуху навязывается музыка — или просто фоновая, или даже агрессивная. И мы сами не находим времени и возможности побыть в тишине. Многие просто не терпят тишины — постоянно ходят с наушниками в ушах или включают радио в машине, или непрестанно скролят в смартфоне. Им нужен непрестанный звуковой фон — музыка, говорящие радио или телевизор. То есть современный человек не выносит тишины, боится остаться наедине с самим собой. А общение человека с Богом — это межличностное общение, и, чтобы оно состоялось, нужна тишина. Ибо Господь открывается человеку не в сильном ветре, раздирающем горы и сокрушающим скалы, и не в землетрясении и не в огне, а в веянии тихого ветра (ср. 3 Цар. 11-12).

Для того чтобы наше сердце не было, как дорога из притчи, нам нужно беречь в нём тишину, дающую возможность слышать слово Божие и приносить духовные плоды.

***

«Иное семя упало на камень». Этот образ, по слову Господа, означает человека, который временами верует и с радостью принимает слово Божие, но, когда приходят искушения, испытания, отпадает. Много искушений в нашей жизни. Это и болезни, и различные социальные катаклизмы, которых сейчас масса. Кроме того, СМИ преподносят нам, в первую очередь, информацию именно о них — об испытаниях, проблемах, которые существуют в мире. Хотя в мире много хорошего, но СМИ акцентируют внимание именно на этом. И вот эти проблемы заглушают в нас глас Божий, глас слова Божьего.

В таком случае в сердце человека если и прорастает семя слова Божьего, то потом испытания, искушения мира сего заглушают его.

***

«Иное семя упало между тернием». Терния, по слову Господа, — это богатство и сласти мира сего, которые даёт богатство. Человек может слышать слово Божие и с радостью принимать его, но возможности, которые даёт богатство, заглушают слово Божие в сердце человека.

В чём опасность богатства? Почему Господь сказал: «Тяжело богатому войти в Царство Небесное» (Мф. 19:24)? Само по себе богатство нейтрально. Есть многие святые, которые были богаты, но они употребляли свои имения во славу Божию, для людей и спасения своей души. Опасность богатства в том, что им человеку открываются практически безграничные возможности для греха. Богатство несёт в себе соблазн, которому немногие могут сопротивляться. Сердце богатого человека, если он раб своего богатства, — как открытая дорога, о которой сказал в притче Господь, как камень и как терние. То есть сердце богатого человека может совмещать в себе все эти три образа — потому богатому тяжело войти в Царство Небесное. Но не невозможно. Пример тому — святые Авраам, Давид и др.

***

Семя, упавшее в добрую почву, означает человека, который с радостью принимает слово  Божие и приносит, как сказал Спаситель, плод в терпении. То есть стократный духовный плод приносится сердцем человека в терпении: для того, чтобы семя проросло, человеку необходимо терпение. Если мы посмотрим на свою жизнь, то заметим, что терпение от нас требуется везде и постоянно: в болезни, в искушениях, в семейной жизни (ведь если не будет терпения, то не будет семейной жизни; семья крепнет, только когда супруги терпят немощи друг друга), в монастыре. И только в терпении человек может принести плод Богу.

Потому, братья и сестры, будем слышать слово Божие, слушать его и в терпении приносить плод Богу. Аминь.

Протоиерей Владислав Софийчук. 1 ноября 2020 г.

Комментарии (0)

Сохранен как Проповеди

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *