Проповедь. Исцеление гадаринского бесноватого

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

«Мир во зле лежит» (1 Ин. 5:19). Это мы с вами чувствуем, наблюдаем, в этом мы убеждаемся в нашей обыденной жизни. Об этом нам ясно говорит недавний так называемый праздник Хэллоуин, когда люди заигрывают с тёмными силами. Людям кажется это забавным и весёлым, но о том, к чему приводят такие игры, говорит нам сегодняшнее евангельское чтение о гадаринском бесноватом (Лк. 8:26–39).

Мы слышим это Евангелие ежегодно, и каждый раз себе напоминаем, сколь может быть велика сила и влияние зла на человека. Оно может быть столь велико, что человек может потерять свою личность.

Но эта евангельская история показывает не только то, насколько зло может завладеть человеком, но и как оно ничтожно, когда сталкивается с Богом или Его благодатью, носителем которой призван быть христианин.

Вот человек, одержимый бесами, и через минуту — этот же человек, уже ставший христианином. Одно слово Божие — и человек совершенно меняется.

Вспомним историю, о которой мы только что слышали в Евангелии.

Господь переправился на другую сторону Галилейского моря. Напротив Галилеи находилась Гадаринская страна. И когда Спаситель и Его ученики ступили на берег, их встретил самый страшный житель этой страны — человек, одержимый бесами. Бесноватый был очень агрессивен и бросался на людей и наносил им увечья, так что гадаринцы боялись его. Но они не стали побивать одержимого камнями — они дали ему возможность жить. И это тоже для нас урок: в какие бы страшные грехи человек не впадал, пока он жив, есть надежда на его изменение. Ведь Бог действует в этом мире и Его сила больше любой другой силы.

Бесноватый жил в пещерах, где хоронили покойников. В Ветхом Завете после только одного прикосновения к мертвецу или чему-либо мёртвому человек считался нечистым. Гадаринский же бесноватый проводил в нечистоте всю свою жизнь.

И вот этот ужасный человек идёт к Спасителю. Мы видим, что его грозная сила вдруг куда-то делась. Бесноватый начинает скулить, как собачонок: «Что мне и Тебе, Иисусе?»

Действительно: что может быть общего «между Христом и Велиаром» (2 Кор. 6:15)? Что общего между добром и злом? Эти слова относятся и к каждому из нас: не может человек быть одновременно и добрым, и злым. Как только он делает зло, тут же становится на сторону зла.

Логично задаться вопросом: возможна ли борьба со злом методами зла? Этот вопрос не праздный — его задают нам и мирские люди, и мы сами иногда становимся перед выбором, чем отплатить за зло.

Ответ такой: если это касается меня, то нужно помнить слова Спасителя «Ударившему тебя по щеке подставь и другую» (Лк. 6:29). Но если я вижу, как кто-то обижает слабого — ребёнка или женщину, — то вспомним заповедь Господню: «Нет больше той любви, если кто положит  душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13), — и вступиться за него.

Мы должны, если можем, не допустить на земле ада. При этом, когда зло направлено лично против нас, мы должны не противиться злу, но стараться побеждать его добром. Об этом нам говорит апостол Павел: «Не будь побеждён злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12:21). Как только мы отвечаем злом на зло, агрессией на агрессию, плохим словом на плохое слово, мы сами становимся на сторону зла и таким образом умножаем его в этом мире.

***
«Что мне и Тебе? — говорит гадаринский бесноватый Спасителю. — Что Ты, Иисусе, Сыне Божий, пришёл мучить нас прежде времени?»

Бесы лукавят, поскольку Бог никого не мучает. Каждый искушается своими страстями (смотр. Иак. 1:14).

Они кричат, что не хотят идти в бездну, то есть в ад. Задумаемся, что такое ад. Это не место, где Бог мучает кого-либо. Это место, где нет Бога и Его благодати. Бесы сами ищут такого места, чтобы творить свои злые дела и Бог не мешал им.

Ад, где нет благодати, где нет духовного света и его Источника — Бога, — это место уныния, поскольку каждый находящийся в нём человек будет вечно истаивать от нереализованной возможности, которая представлялась ему до момента Суда, и от зависти тем, кто смог реализовать духовную возможность войти в рай.

То есть ад — это не место мучения Богом других, а место богооставленности. Бог оставляет это место от Своего присутствия, и именно от этого истаивают и страдают те, кто там находится. Это и есть негасимый огонь, который будет мучить внутренне людей, подтачивать их души. И мучениям этим не будет конца.

***
Господь задаёт вопрос бесноватому: «Как тебе имя?» Ответ: «Легион». Легион — это не имя собственное, это числительное, которое говорит о том, что в человеке находились тысячи бесов.

Бесы просят, чтобы Спаситель позволил им войти в стадо свиней, которое паслось тут рядом на горе. И Господь, по Своему особому промыслу, попускает им это сделать.

Сегодня часто задают вопрос: почему зло так активно, имеет такую возможность вредить людям, миру? Мы знаем, что нет ничего случайного. Если бесы вредят, это вовсе не воля Божия. Это попущение Божие, и оно всегда направлено на пользу и спасения человека, хоть это может и не сразу быть видно.

Так же и в сегодняшней евангельской истории. Бесы вселились в стадо свиней, и оно тут же погибло. Кажется: какой был смысл этого попущения Божия? Мы знаем, что после случившегося пришли владельцы стада. Держа свиней, эти люди совершали греховное дело: по закону Моисея нельзя было вкушать свинину. Возможно, они сами и не вкушали её, но эти люди выращивали свиней для нарушения заповедей другими.

Увидев человека, который совсем недавно наводил на них ужас, осмысленным и стадо свиней погибшим, гадаринцы смутились и испугались. Почему? Они испугались, что им необходимо будет изменить свою жизнь. Встреча с Богом уже произвела изменения в их жизни, и они понимали, что если Спаситель останется, Он может сотворить ещё что-то, что неминуемо поставит их перед выбором: или они скатываются до совершенно непотребной жизни, или изменяют свою жизнь.

Перед таким выбором оказывается каждый при соприкосновении с Божьей благодатью, с особым проявлением присутствия Божьего в жизни человека.

Именно из страха что-либо менять гадаринцы попросили Спасителя, чтобы Он ушёл от их пределов.

***

Господь никого не влечёт насильно в Царство Небесное. Спаситель развернулся и ушёл. Но неужели Он оставил этих людей погибать? Евангелие даёт нам надежду: когда бывший бесноватый попросил Иисуса позволить ему идти вместе с Ним, Господь не разрешил ему это, но приказал остаться в своём городе и рассказывать всем о том, что сделал ему Спаситель. Так некогда наводящий на гадаринцев страх стал для них апостолом. Своим осмысленным видом, своей изменившейся жизнью он должен был призывать их к изменению жизни.

Подобные случаи бывают и в нашей жизни: когда мы видим, как человек, который вёл греховный образ жизни, придя в храм, изменяется. Своим изменением он начинает раздражать тех, кто не ходит в храм. Ища оправдания своим грехам, нежеланию меняться, они радуются, когда этот человек оступается, или, как часто бывает, даже наговаривают на него.

Сегодня практически всех священников обвиняют в каких-то немыслимых грехах, хотя мы видим, что священники ведут совершенно отличный от описываемого клеветниками образ жизни. При том, что борьба священника со злом гораздо острее борьбы простого человека. Претензии, которые высказывает мир в адрес священников, тоже идут от того, что мирские люди не хотят менять свою жизнь. Людям проще оговорить, оклеветать, осмеять других, чем самим измениться.

***

Потому, братья и сестры, сталкиваясь со злом, будем помнить, что у нас есть особая сила — сила благодати Божьей, которая покрывает нас с вами. Если мы будем идти тем путём, к которому призывает нас Господь, то зло не будет иметь над нами власть.

Этот коридор, ведущий к Богу, узок и тернист. Широкий же коридор, который ведёт ко злу, иногда кажется красочным и устланным цветами, но это — путь, ведущий в погибель.

Потому будем, братья и сестры, помнить об этом, слышать голос Божий, просвещать себя  Евангелием, которое и сердце, и ум делает способными к видению того, к чему призывает нас Господь, и будем твёрдо стоять на заповедях Господних. Аминь.

Протоиерей Владислав Софийчук. 15 ноября 2020 г.

Комментарии (0)

Сохранен как Проповеди

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *